Невыносимая свобода слова
На днях, ув. друзья, я получил предложение от независимого федерального издания.
«Виктор, здравствуйте! Меня зовут Евгения Фомина, я руководитель отдела «Мнения» в Газете.ру. Хочу предложить вам написать для нас колонку, свободная тема и формат. Было бы вам это интересно и на каких условиях?»
Я, разумеется, не питал иллюзий насчёт свободной темы и формата. Но я задумал беспроигрышный эксперимент, который в любом случае окончился бы удачей. То есть либо обидным текстом в СМИ, либо обидным текстом про СМИ.
Отказавшись от гонорара (мои ув. подписчики — мои единственные работодатели), я предложил независимому изданию Газета.ру на выбор две суровые, но актуальные темы:
«1) ESG-волна, накрывающая российские компании, воспринимается обществом без малейшего неприятия и предубеждения — она вся про добро, защиту разнообразия и равноправия, а также первозданных лесов и мест гнездований птичек. Между тем — на наших глазах фактически создаётся, впервые с момента краха СССР, солидный класс «идеологов на зарплатах»: каждая компания, попавшая под волну, обязана будет содержать фактических полужрецов-полукомиссаров, занимающихся продвижением идеологии, не подлежащей критике, и оценивать её внедрение. Последствия создания этого класса сегодня никто даже не пытается оценить — хотя издержки неотвратимы и несомненны.
2) Приближающаяся развязка в американской истории с Джо Роганом говорит нам о том, что современность, вне зависимости от уровня развития общественных свобод, не в состоянии потянуть одновременно свободу слова и социальную стабильность. Скрепы, над которыми у нас гыгыкали в течение десятилетия, обнаруживаются в качестве неизбежности везде — и фактическое пресловутое Закручивание Гаек в отношении дозволенных речей по китайскому образцу — есть завтрашняя реальность любой страны. Вопрос только в том, каким странам удастся отстоять собственные границы духоскрепности — а какие будут вовлечены в духоскрепность, придуманную гуманитарными пандитами Лиги Плюща.»
Газета.ру прочла эти темы, выбрала было вторую (про свободу слова), но через считаные часы прислала мне новое сообщение:
«Виктор, здравствуйте! Мне неловко, но руководство попросило отказаться от сотрудничества с вами без объяснения причин».
…Мне кажется, ув. друзья, что объяснение причин не требуется. Они и так понятны.
1) Говорить об идеологических комиссарах-от-ESG свободные & независимые СМИ не могут, потому что у их хозяев уже есть идеологические комиссары-от-ESG.
2) Признаваться на собственных страницах в том, что их звонкая свобода слова есть работа пелевинскими пассивами у клоунов (тематика и тональность их свободолюбивых воплей полностью согласованы) — назависимые СМИ не могут тоже.
Они хотят видеть себя как-то иначе. Выше, что ли. Чище и лучше. Они хотят смотреть в зеркало и наблюдать там что-то самостоятельное и по любви.
Увы, зеркало действительности не показывает Независимым СМИ ничего, кроме участников пелевинской социальной эротики с кляпом и на цепи, пытающихся гордиться статусом своего подчинения.
Поэтому им остаётся только с воплями отменять тех, в чьих руках они, обратившись, случайно увидели это зеркало.
Поэтому в издании Газета.ру, например, всегда можно читать колонки о плохих охранниках, плохом психологическом состоянии россиян, плохих властях Петербурга, плохом психологическом состоянии россиян, плохой жизни в России и плохом психологическом состоянии россиян.
Ибо весь фокус и секрет Независимых СМИ прост. Они позиционируют себя независимыми по одному-единственному критерию: они ругают власть. Они ежедневно внушают своим ув. читателям, что независимость тождественна руганию власти, что независимость — и есть ругание власти.
И некоторые пока верят.