Что привело к развалу СССР
Эксперты из разных стран бывшего СССР рассказали, как они относились к жизни в Советском Союзе 30 лет назад, и как сегодня относятся к развалу СССР. Приведу пару высказываний:
Олег Долженков, Одесса, доктор политических наук, профессор.
В 1991 году мне хотелось в широком смысле нормализации жизни. Жить так, как живут в остальных европейских странах. Больше, по-моему, никто ничего особо не формулировал. Да, в СССР мне не нравилось многое, особенно его происхождение и первые десятилетия существования. Но многое и нравилось.
В последние три десятка лет своего существования, примерно с рубежа 1950-1960-х годов, страна как-то выкарабкалась из последствий революции. Жизнь поступательно становилась лучше. Люди массово переезжали из полуподвалов и коммуналок в отдельные квартиры, у них появилась бытовая техника, личные автомобили, и все это на протяжении жизни одного поколения. Это была всё ещё бедноватая и неустроенная жизнь, но по сравнению с жизнью предыдущих поколений советских людей это был бросающийся в глаза прогресс.
Поэтому, конечно, советские люди в своей массе поругивали власть и её политику, но желали скорее исправления недостатков, чем полного демонтажа системы, не говоря уже о развале страны. Почти никто не хотел распада, и вместе с тем он произошёл.
Наверное, одна из причин в том, что вопрос демократизации и целостности страны оказался намертво спаян в советских мозгах (а других мозгов после 70 лет советской власти и не было). Административно-командная система была сочтена неприемлемой, и одной из важных составляющих этой неприемлемости была централизация власти. Пусть республики сами решают — это же и есть демократия. Вот такие рассуждения тогда были в массовом ходу, тогда советским людям они тоже казались довольно логичными. Противоречиво? Наивно? Да. У всех тогда была каша в головах, исключений не было. Я и себя образца 1991 года отделять от всех не имею никаких оснований.
Богдан Безпалько, Киев — Москва, политолог, член Совета при президенте России по межнациональным отношениям:
…хотелось, чтобы государство оставалось единым, распада СССР я не желал. В юности я увлекался националистическими идеями, но они носили больше антикоммунистический характер, причем даже не в смысле борьбы с конкретной идеологией, а скорее борьбы со стагнацией, которую олицетворяла власть КПСС.
Несмотря на это развал СССР я встретил именно как катастрофу, как распад страны, которую мы вместе строили столетиями.
Коммунистическая идеология была очень разрушительной, и она разрушила нашу страну ещё в начале ХХ века. Это тоже был один из аналогов того, что произошло в 1991 году. Но пока люди верили в эту идеологию, пока она оставалась своеобразной квазирелигией, страна оставалась единой и могла куда-то двигаться (пусть и не совсем в правильном направлении, с моей точки зрения). Но потом вся эта идеология выродилась в абсолютно формальную, можно сказать житейскую необходимость.
Советский Союз разрушили коммунисты, которые состояли в партийной номенклатуре, привыкли жить в условиях распределительной экономики на самом верху властной пирамиды и при этом желавшие приватизировать все имеющиеся у них ресурсы.
Общий лейтмотив примерно такой: мало кто хотел развала страны, кроме фанатичных националистов. Основная проблема Советского Союза была в его неэффективной экономике и, как следствие, бедности и неустроенности жизни, резко контрастирующей с уровнем образования и запросами людей. Возможно, тогда следовало постепенно, мягко, по примеру Дэна Сяопина в Китае перевести экономику на капитализм.
К сожалению, после провозглашения политики гласности в 1986 году вопрос «Что делать?» был быстро вытеснен куда менее конструктивным вопросом «Кто виноват?». На окраинах предсказуемо обвинили во всех грехах Москву (хотя в Кремле, вообще-то, сидел полный интернационал и даже где-то русофобы, сливавшие ресурсы РСФСР на процветание национальных окраин). Позитивная повестка, связанная с реформой экономики и постепенным ростом политических свобод, была заменена деструктивной повесткой, которая привела к развалу большой страны.
«Целились в коммунизм, а попали в Россию» – эта фраза Александра Зиновьева является концентрированным выражением событий той эпохи. Пусть Россия тогда была фактически в заложниках у коммунистов, и её надо было освобождать, – но всё же нельзя было открывать по России стрельбу.
Грустно смотреть на современных левых, которые мечтают провести в стране коммунистический эксперимент №2. Достаточно заметить, что к восстановлению СССР революция не приведёт. Если революция паче чаяния всё же произойдёт, первое, что она разрушит — связи с республиками бСССР.