Суперджет обогнал Як-42
Часто критики указывают на то, что мол маловато делают Суперджетов, вот в советское время авиапром был ух! Ну мы знаем, тогда и деревья были повыше, и трава зеленее, и вода мокрее, и бабы моложе… Но все же иногда интересно сравнить некоторые показатели тогда и сейчас. Суперджет-100 и Як-42 это самолеты примерно одного класса. У них примерно одинаковые размеры и вместимость. Только один нынешний, а другой – советский.
Як-42 был призван заменить устаревший Ту-134, и действительно выглядел прорывом на его фоне. Главное это современный, по тем временам, двигатель Д-36. Впервые был применен турбовентиляторный двигатель, что позволяло сделать самолет менее шумным и более экономичным. Як-42 до сих пор проходит по нормам ИКАО, и допущен для полетов в Европу!
Самолет начали разрабатывать в 1972 году на замену устаревшим Ил-18 и Ту-134. В 1975 году новый самолет совершил первый полет. В коммерческую эксплуатацию в составе авиакомпании “Аэрофлот” самолет поступил в конце 1980 года. Последний самолет был поставлен заказчику в 2003 году.
И, признаться, я всегда думал, что этих прекрасных самолетов было произведено много. Но, оказывается, за все время производства, включая 10 лет до развала СССР, было произведено всего 183 штуки Як-42. 11 на Смоленском авиационном заводе и 172 на Саратовском авиационном заводе.
Для сравнения, Суперджет 100 серийно выпускается с 2012 года, и вот 28 мая взлетел 184-й самолет этого типа. Для этого российскому лайнеру потребовалось 7 лет серийного производства.
Кстати, параллели между двумя похожими лайнерами не заканчиваются на количестве. Многие критики SSJ указывают на то, что такой важный проект был отдан Сухому, в то время, когда есть КБ Туполева, обладающее громадным опытом создания пассажирских лайнеров. Но, заметьте, уже в советское время, по каким-то причинам, замену Ту-134 поручили делать не Туполевцам, а Яковлевцам, которые до тех пор по сути такого опыта не имели, если не считать совсем небольшой Як-40 для местных авиалиний вместимостью 24-32 человека.
Я думаю, такое решение было принято неспроста, скорее всего, уже тогда становилось ясно, что у КБ Туполева плохо с маслом в голове. Конвульсии с доводкой Ту-154 это показали весьма явственно.