Почему в России нет рыбы
Руслан Осташко пишет на Афтершоке:
Однажды, читая впечатления одного иностранного корреспондента о жизни в России, я наткнулся на наблюдение, которое для меня, как для россиянина, звучало очень обидно. Журналист писал, а это было еще до санкций, событий на Украине и так далее, что в московских ресторанах можно найти рыбу из Японии или Средиземноморья, а вот российской рыбы, например, рыбу с Дальнего Востока и Сахалина, в московских ресторанах найти сложно. Из этого журналист делал вывод, что российская экономика и статистика построена на лжи и обмане, а на самом деле может у нас уже давно и рыба, и нефть, и зерно закончились.
Это, конечно, был пропагандистский бред, но в нем была довольно большая доля правды в том смысле, что Россия действительно удивительная страна – у нас добывается очень много рыбы, но купить ее в России не то чтобы вообще нельзя, но она стоит столько, как будто её выловили не в российских водах, а где-то на Марсе.
И вот еще один момент. За рубежом российской рыбы, как ни странно, больше и она дешевле, чем в России. Об этом мне много раз говорили жители Дальнего Востока и Сахалина, которым, извините за пафос, за державу обидно. Мне тоже обидно, и я вот на 100% уверен, что если проследить экономическую цепочку и посмотреть, кто зарабатывает на российской рыбе, то выяснится, что большая часть добавленной стоимости оседает в офшорах, а так же в Японии, Южной Кореи или Китае. Это неправильно. Не должны страдать российские покупатели и не должна значительная часть доходов от российских водных биологических ресурсов утекать заграницу.
У меня есть хобби. Я иногда перечитываю различные поручения, которые давал президент Путин в прошлом и смотрю, как их выполняют чиновники. Это грустное занятие на самом деле, причем вообще не важно остаются ли те же чиновники, увольняют ли их за невыполнение поручений или сажают за коррупцию, потому что те, кто приходят им на смену тоже ничего не делают или делают так, что всё становится еще хуже.
Путин поручил решить проблему с доступностью российской рыбы для россиян еще (внимание!) в 2013 году. Этим занимались в правительстве, этим занимались губернаторы “рыбных” регионов, этой проблемой кто только не занимался, но никакого реального прогресса пока не видно. Но! Это нам не видно, а кое-кто успел на этой теме не только попиариться, но и собрать большие политические дивиденды.
Оказывается, если смотреть не на реальность, а на документы и отчеты, которые идут в Москву, то в России оказывается уже есть целая рыбная биржа, которая работает вот уже три года, и которая в теории должна была совершить вот просто революцию в российском рыболовстве, и даже не просто революцию, а целую цифровую революцию. Да так, чтобы московский ресторатор мог прямо со смартфона сидя в офисе купить себе сахалинской рыбы, без посредников, с доставкой и по приемлемой цене.
Вы уже, наверное, догадались, когда я упомянул смартфон, Сахали, и чего-то там про цифровые платформы, что авторы этого мегасуперпроекта, запущенного еще в 2015 году, это губернатор Сахалина Кожемяко и глава Сбербанка Герман Греф. Тут нужно отдать им должное, мне удалось со смартфона зайти на сбербанковскую систему торгов сахалинской рыбой, то есть она когда-то реально работала, да только вот последнее реальное предложение на ней было больше года назад – 1 марта 2017.
А что же пошло не так, спросите Вы? Неужели какие-то подлые диверсанты Госдепа всё испортили в таком замечательном проекте, на которым много и с удовольствием в главных СМИ страны пиарился несколько лет сахалинский губернатор и руководитель крупнейшего банка страны? Да нет, всё скучнее и грустнее. Если называть вещи своими именами, то или руки у кого-то не из того места растут, то ли ничего кроме пиара изначально и не планировалось.
После ареста губернатора Хорошавина, новый губернатор Кожемяко заявил, что он хорошо разбирается в рыбной отрасли и соответственно будет бороться с контрабандой, будет бороться за то, чтобы сахалинским рыбакам было хорошо, ну и предложил ту самую идею рыбной биржи, чтобы всё было, как в цивилизованных странах, чтобы не было так много перекупщиков, накрутки цен и вообще для развития Сахалина в целом.
Очень хорошая идея, вот без дураков – очень хорошая идея, к реализации которой, с максимальным пиаром присоединился самый крупный государственный банк, на электронной площадке которого прошли первые торги сахалинской рыбой и это было реально круто для страны, в которой такого проекта еще не было. Я не знаю планировал ли Сбербанк какой-то следующий шаг после первых пробных аукционов, но у меня есть подозрение, что банк триста раз проклял момент, когда в какую-то светлую банкирскую голову пришла идея выбрать Сахалин в качестве пилотного региона и положиться на то, что региональные власти действительно превратят порт Корсаков в хаб международной рыбной торговли.
В 2016 году по этому поводу хорошо высказались журналисты профильного портала Logirus – Логистика в России: “Сахалинская рыбная биржа с виду очень похожа на настоящую. А торгуешь – не работает”. Дело в том, что Сбербанк свою часть работы по сути выполнил: торговать можно, деньги заплатить и получить можно, всё в принципе работает. Но тут выяснялось, что сахалинские власти не учли, что вообще-то большой рыбной бирже нужен грубо говоря большой рыбный холодильник, а также возможность организовать её доставку покупателям.
Вот с этим полный швах – и единственная мера по решению этой проблемы, которой хвастаются сахалинские власти, является то, что они, за большие деньги, заказали проект этих самых холодильников у специализированной японской компании. А вот реально создать хаб для торговли, хранения, логистики и переработки рыбы на Сахалине так и не получилось, как и не получилось привлечь для этого серьезных частных инвесторов. Губернатор и его команда пиарщиков как бы говорят нам: инфраструктуры нет, но вы держитесь, хорошего вам настроения, читайте наши отличные отчеты для дураков из Москвы!
Почему за три года инфраструктура так и не появилась – решительно непонятно, а пока, несмотря на весь рыбно-биржевой пиар губернатора, рыбу продолжают ловить суда под флагом какого-нибудь Того, продавать перекупщикам (зачастую вообще “в черную”), и потом эта рыба превращается в доллары и юани на счетах иностранных переработчиков или в питательные и доступные рыбные блюда в японских, китайских, корейских и американских ресторанах.
Рано или поздно проблему решат. Рано или поздно она опять появится на столе у президента, но уже не с победными реляциями пиарщиков, а с реальной аналитикой по сложившейся плачевной ситуации, и для решения этой проблемы, надеюсь, найдут уже других исполнителей, а вот перспективы тех, кто взялся и провалил эту президентскую задачу, вряд ли будут приятными.