Московская офисная культура
Вернулся из командировки по московским офисам. Полный впечатлений и легкой грусти. Впечатлил динамизм и мощная движуха. Грусть из-за несоответствия увиденного рациональной картине мира.
Помню еще на своих предыдущих работах удивляла раздутость штатов в московских офисах. Под те же задачи, что и у нас, в Москве почему-то требовалось раза в 2 больше людей. Причем и с зарплатами раза в 2 больше у каждого.
Ну например на предпоследней работе в телекоммуникационной компании у нас в Нижнем Новгороде была группа из 3-х человек. Которые не особо напрягаясь делали свою работу, параллельно ведя задачи по другим функционалам. Такой принцип распределения полномочий. Под нашей ответственностью было 13 регионов, примерно 20 млн абонентов. В Москве была такая же группа из 7 человек, обслуживала примерно 25 млн абонентов и занималась только своим функционалом. На обоснованные вопросы нам отвечали что нефиг ровняться на Москву, у них там куча специфических задач и дополнительных функций, их постоянно дергает бизнес, аудит и руководство, короче радуйтесь что вас там в глубинке чаша сия миновала.
Но однажды руководству пришла в голову светлая мысль. Зачем нам держать несколько изолированных макрорегиональных центров, которые варятся каждый в собственном соку. Давайте объединим всех в распределенные функциональные группы. Все равно внутренняя сеть единая, сотрудники все равно не завязаны на оборудование. Какая разница откуда рулить питерской системой, из Питера, Москвы или Самары.
Мысль оказалась действительно дельной. В каждом центре накопились свои наработки, подходы и способы оптимизации, которые централизованно переварили в единые системы. Поначалу шла притирка друг другу, стыковка методов работы и привыкание к методам удаленной работы – скайп, телефон, внутренняя почта, аудиоконференции. Со временем у нас создалась довольно сплоченная группы из 7 человек – 2 в Нижнем Новгороде, 3 в Новосибирсе, 1 в Краснодаре и 1 в Москве. Вживую мне своих иногородних коллег увидеть так и не удалось, зато очень душевно общались виртуально. В конце настолько оптимизировали работу, что появилось даже много свободного времени и возможность писать статьи на Афтершоке.
В итоге всемером смогли вести функционал по 5 системам с общим числом более 100 млн абонентов. Столько же народу раньше вело одну только московскую систему. Ничего кстати сильно специфического и сложного там не оказалось. И с бизнесом, и с аудитом быстро нашли общий язык. Не в последнюю очередь благодаря моему скромному обаянию. Больше того, московская система оказалась самой запущенной. Вопросы, которые мы решали самостоятельно, москвичи часто тупо перекидывали вендору. Что там делало 7 человек я так и не понял.
И это еще конкретная функциональная группа с конкретными задачами. А там еще было куча отделов, которые вообще непонятно чем занимались. В лучшем случае не мешали другим, в худшем заваливая всех противоречащими друг другу регламентами, которые никто не соблюдал, опросами, требованиями отчетов и прочей фигней, которая отвлекала от работы.
Однако по прошествии времени, сменив работу, я стал понимать, что там было совсем не так запущено. И я похоже действительно был в стороне от главного бардака.
Ну а теперь о своей командировке. Москва, метро Технопарк. Куча забитых народом многоэтажных офисных центров. Переполненные по утрам и вечерам лифты, рабочие места впритык друг к другу, непрекращающийся гвалт, тут и там кучки совещающихся, маркеры и стикеры на досках, много грамотных выступлений с набором умных фраз и кучей англоязычных терминов, эмоциональные обсуждения. Жизнь бьет ключом с 10 утра до 8 вечера. А кое-где и позднее.
Будь я лет на 20 моложе, наверное, даже проникся бы всем этим. Но сейчас смутило несколько вопросов:
Во-первых, зная объем задач, не понимаю зачем здесь столько людей. Им же тупо нечем заняться.
Во-вторых, очень сложно найти людей, которые занимаются конкретно нужными мне вопросами. Обязанности размыты на несколько групп, которые еще и не дружат между собой и ставят друг другу палки в колеса.
В-третьих, почему технический вопрос, на решение которого хватило бы получаса и волевого решения, растягивается на недели и месяцы и требует бесконечных совещаний.
В-четвертых, почему после прихода к общему мнению все делается через одно место и совершенно не так, как договаривались. Ощущение что все силы ушли на совещания, а на реализацию решений уже не хватило.
В-пятых, почему так сложно найти человека, который взял бы на себя ответственность, а не растекался мысью по древу.
Ощущение, что основная задача всех этих офисных людей – генерировать работу друг другу. В итоге имеем кипучую деятельнось, уйму потраченных человекочасов, а реальный выхлоп мизерный. КПД системы ниже чем у паровоза. Хотя я наговариваю на паровоз. Это же единая слаженная система. А здесь скорее муравейник. Каждый тянет груз на себя, но каким-то образом все зигзагами движутся в общем направлении.
Правда есть и разница с муравьями. Муравьи честно работают все. А людям свойственна имитация деятельности и просто забивание на работу. Полная картина была бы, если десяток муравьев еще залезли на груз и свесили ножки, а еще десяток просто бегали по кругу.
Мне кажется если бы из тысячи человек оставить сотню профи, а остальных отправить по домам и платить им ту же зарплату, эффективность работы вырастет в разы. Может конечно я устарел и просто не догоняю новомодные тенденции. И десять скрам-мастеров на тысячу человек жизненно необходимы. Не самим же вешать стикеры на доску и двигать их. Для этого нужен специально обученный человек с окладом в 150 тыс руб.
Я бы еще мог понять, если такая системы была бы в госконторах. Где осваиваются бюджетные деньги. Но этот маразм в большей мере характерен для крупных коммерческих компаний и банков. Которые по определению должны лучше считать деньги и издержки. Короче, как говорила молодежь пол-поколения назад “Я в шоке”.
Но самое грустное, что это похоже глобальная тенденция. В свое время у меня появилась теория, что с точки зрения развития общества, Москва это та же Россия, только на одно поколение впереди. В 1920-1930-е, когда провинциальные города были суть большие деревни, Москва стала стремительно растущим индустриальным центром, куда стекались люди со всей страны, прежде всего деревенские. В 1950-е в провинциальных городах начался взрывной рост населения за счет притока из деревень, а в Москве дети первого поколения индустриализации криминализовались, собирались в банды и бились район на район (“Прощай шпана Замоскворецкая”). В 1980-е по всем городам пошла вона подростковых банд, а в Москве европеизированные молодые горожане в третьем поколении надевали цепи и шли на концерты Хеви-Метл. По сравнению с ровесниками из провинции тогда отличались инфантилизмом и неумением постоять за себя. Старая армейская присказка той эпохи – “Ленинградцы-Москвичи, пида..сы стукачи”. Помню в начале 2000-х один старый прапорщик жаловался, что сейчас все новобранцы “пида..сы и стукачи”. С начала 2000-х в Москве пошла деиндустриализация и перемещения центра жизни в офисы и торговые центры. Сейчас нечто подобное уже везде.
Значит, нас всех тоже ждет тотальная эджайлизация, стартапизация и виртуализация. Если конечно не появится на горизонте какой-то масштабной задачи. Надо поставить за это свечку.
Я, конечно, надеюсь на грейтовые косты, но если не будет фидбэка, при таком кейсе на пенсию с продакшна я уйду с такого же коворкинга. А я не из этого комьюнити. Хоть шли реквест на вывод из стаф пула.