Как Facebook повлиял на выборы в США
Facebook в сентябре нашёл политическую рекламу, при помощи которой, возможно, из России пытались повлиять на результаты выборов президента США. Через месяц оказалось, что Facebook помогала ультраконсерваторам на тех же выборах. Рассказываем коротко об этих двух случаях.
В начале сентября представители Facebook заявили, что нашли около 3 тысяч политических рекламных постов, которые предположительно опубликовали управляемыми из России фейковыми аккаунтами. Авторы объявлений потратили на их продвижение около $100 тыс.; 470 фейковых аккаунтов забанили. Ещё 220 подозрительных аккаунтов банить не стали, так как они формально не нарушали правила соцсети.
Содержание этих постов не было связано напрямую с выборами президента США. Однако они касались популярных тем для политических дискуссий в Америке: ЛГБТ, мигрантов и границ, права на ношение оружия.
Facebook рассказал про объявления в Конгрессе США. Также соцсеть оповестила экс-главу ФБР Роберта Мюллера, который по поручению американского Минюста занимается вопросом «российского вмешательства» в выборы. В октябре соцсеть отчиталась перед Конгрессом о российской рекламе. По данным Facebook, её увидели 10 млн человек. Большую часть объявлений опубликовали после выборов. Четверть объявлений из-за особенностей показа рекламы никто не увидел. Представители Facebook заявили, что не отследили объявления сразу, потому что в соцсети слишком много рекламы.
В Facebook считают, что авторами фейковых аккаунтов и рекламы могут быть сотрудники так называемой «фабрики троллей» в Петербурге, бывшей компании ООО «Интернет-исследования» и ныне — ООО «Тека». Согласно многочисленным публикациям об этой организации, её сотрудники занимаются публикацией пропагандистского провластного контента в социальных сетях и небольших российских СМИ.
О том, что петербургские «тролли» могут заниматься американской политикой, еще весной писало издание РБК: по его данным, сотрудники ООО «Тека» вели группу Secured Borders, чьи администраторы активно выступали против либералов и за Дональда Трампа. Сейчас группа удалена. The Daily Beast пишет, что фейковые аккаунты и группы использовались «фабрикой троллей» для организации протестных мероприятий, но непонятно, пришёл ли на них кто-то вообще.
17 октября РБК сообщил, что «фабрика троллей» отрядила до трети своих сотрудников для работы на выборах в США — это около 80-90 человек. Всего на продвижение в соцсетях за два года «фабрика» потратила $200 тыс., а на зарплату сотрудникам — $1 млн за год. Причём после блокировки большинства аккаунтов в «американском отделе» остались работать примерно 50 человек. Ранее CNN сообщил, что «фабрика» пыталась способствовать протестам чернокожего населения в том числе через акции в игре Pokemon Go.
Российское издание The Bell в сентябре со ссылкой на неназванного сотрудника «фабрики троллей» сообщило, что администрация соцсети удалила почти 80% групп, которыми занималось ООО «Тека»: 25 пабликов в Facebook, 32 аккаунта в Instagram. Ещё 50 аккаунтов удалил Twitter.
Российские власти отрицают причастность к влиянию на американскую политику. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что российская сторона никогда не занималась рекламой в Facebook и кто размещал обнаруженные соцсетью объявления, в Кремле не знают.
В соцсети заявили, что ужесточат правила показа политической рекламы. По словам основателя Facebook Марка Цукерберга, теперь Facebook будет помечать источники политической рекламы и рассказывать, какие объявления показывает та или иная организация вне зависимости от таргетинга.
Однако не только российские «тролли» пытались через Facebook повлиять на результаты выборов в Америке. 18 октября Bloomberg сообщил, что сотрудники Facebook и Google работали с консервативной НКО Secure America Now над созданием объявлений с антиисламской риторикой. Вот, к примеру, видео про «альтернативную Францию» под управлением законов шариата.
Объявления подобные этому распространялись среди жителей «колеблющихся штатов» во время выборов президента США. У них были слоганы вроде «ТЫ УВИДЕЛ УГРОЗУ. ТЕПЕРЬ ГОЛОСУЙ, ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬ НЕВАДУ». Над кампанией работала фирма Harris Media.
Facebook и Google помогают политическим организациям в настройке рекламных кампаний, говорит профессор Венди Му из Университета Мэриленда. «Это ловушка», говорит она, так как если компании начали работать вместе с одной политической группой, то им «будет сложно сказать, что они не будут помогать другим».
В Facebook, Secure America Now и Harris Media отказались от комментариев. В Google заявили, что удалили некоторые видео из кампании, потому что они нарушают правила сервиса.