Грузинские парашютисты ЦРУ
В декабре 1946 года английская спецслужба SIS начала разрабатывать операцию под общим названием «проникновение вглубь». Целью разрабатываемой спецоперации была засылка шпионов в Армению и Грузию через границу Турции. По плану операции предполагалось переправить несколько небольших групп для изучения обстановки и возможности создания агентурной сети для длительного пребывания кадровых разведчиков SIS в Закавказье.
Главой резидентуры SIS в столице Турции, Стамбуле был назначен Ким Филби, в его задачу входил подбор подходящих для этого дела людей и непосредственная подготовка агентов к переходу границы.
Как нетрудно догадаться, об этих коварных планах английской разведки незамедлительно стало известно Москве. Сталин даже взял под личный контроль все мероприятия, препятствующие осуществлению планов SIS, проводимые спецслужбами. По замыслу Филби, провал первой же заброски боевиков заставит англичан и их партнеров американцев отказаться от дальнейших планов.
В Турции подходящих на роль боевиков людей не нашлось, и поэтому агенты были подобраны и присланы из Лондона, это были два молодых грузина.
Первый переход границы был осуществлен весной 1947 года. Агенты в сопровождении Филби и главы турецкой службы безопасности прибыли в турецкую деревню Позов, откуда грузины и двинулись в сторону границы.
При свете луны Филби наблюдал, как оба грузина были сражены автоматным огнем пограничников.
План Филби сработал, SIS навсегда оставила идею заброски своей шпионской агентуры на территорию СССР. Но план сработал только наполовину, на американцев демонстративная ликвидация английских агентов не подействовала. Они решили продолжить попытки, только теперь не по земле, а по воздуху.
В конце 40- начале 50-х годов прошлого столетия руководство США испытывало большой дефицит сведений о военном и экономическом положение дел в СССР.
С приходом в ЦРУ Аллена Даллеса деятельность по подготовке шпионских акций против СССР резко активизировалась. Учитывая неудачный опыт англичан, переброску решено было осуществлять по воздуху, закипела работа по подготовке, в которой принимал активное участие большой специалист по СССР, глава западногерманской разведки Рейнхард Гелен.
Так как после войны на Западе осталось много бывших советских граждан, не захотевших вернуться на родину, с подбором агентуры проблем не возникло. Первыми агентами-нелегалами стали два дезертира –власовца Ященко и Воронец. C американского самолета, они были выброшены над Минском, в августе 1951 года.
Для них были разработаны убедительные легенды, Ященко по выданным ему отлично сделанным, фальшивым документам носил фамилию Касапов, его целью являлась поездка на Урал для поиска атомных объектов. Воронец по документам Раенко, рабочий табачной фабрики, якобы проводит отпуск на кавказском курорте, цель была та же: обнаружение атомных предприятий. Возвращаться им надо было опять же через турецкую границу в районе все той же деревни Позов.
В экипировку агентов входили: пистолет «Парабеллум», складной велосипед, пять тысяч рублей, кожаный кисет с золотыми червонцами и несколько пар советских часов, на случай подкупа. Радиоцентр ЦРУ находящийся в Афинах принял от них сообщение о удачном приземление и, все…
Следующую информацию о своих агентах они получили только через три месяца, из центральных советских газет, в которых сообщалось о поимке и расстреле по приговору суда двух американских шпионов.
А тем временем в сентябре того же года был отправлен еще один самолет, на этот раз на Кишинев.
И опять неудачно… 25 сентября оперативный дежурный МГБ Молдавской ССР из штаба ВВС получил телефонограмму, следующего содержания: «В 2 часа 24 минуты посты ВНОС зафиксировали появление неопознанного воздушного судна с отключенными бортовыми огнями. Самолет летелна большой высоте в направлении Кишинёва. В районе Каушаны-Бендеры самолёт резко пошел на снижение, сделал круг и, набрав высоту, улетел в сторону черноморского побережья.
Поднятые по тревоге перехватчики догнали самолет-нарушитель. На предупредительные сигналы нарушитель не реагировал и в 2 часа 58 минут был атакован. У подбитого истребителями самолета загорелось левое крыло, и он упал в море. Пилоту самолета удалось выпрыгнуть с парашютом, в море он был подобран сухогрузом «Жолио Кюри». В ходе проведенного допроса было выяснено, что в районе снижения самолёта, был произведен выброс одного парашютиста».
Уже через час после поступления телефонограммы парашютист оказался в руках МГБ Молдавии.
Парашютиста звали Константин Хмельницкий (по легенде курсант по кличке «Солист»), от роду ему было всего 25 лет. Но несмотря на столь молодой возраст Хмельницкий был матерым предателем, за плечами которого была служба в батальоне СС, в составе которого он воевал против союзнических войск в Италии, на службу к фашистам он добровольно поступил в пятнадцатилетнем возрасте. После капитуляции он перебрался во Францию, учился в Сорбонне, но вскоре узнал о том, что американцы вербуют молодых русских и украинцев для выполнения шпионских миссий в СССР. Бросив учебу, он поступил в диверсионно-разведывательную школу, где в течении года проходил обучение и постигал азы диверсионного дела, под руководством инструкторов-американцев. Диверсионную школу он окончил с отличием и был лично представлен Гелену.
Теперь работа закипела у наших… В октябре «Солист» вышел на связь с центром, находящимся на территории ФРГ, с сообщением о том, что он приступил к выполнению задания. Поток важных разведсообщений посыпавшийся в центр, просто ошеломил американцев. Согласно донесениям «Солиста», он развил бурную деятельность на территории СССР, создавал подпольные ячейки на всей территории Советского Союза, готовил диверсионно-террористические акции и распространял компромат на советских должностных и партийных лиц.
Также он исправно производил «закладки», с пробами земли и воды, взятыми возле промышленных объектов Атоммаша. И хотя все «закладки» были абсолютно нейтральны и бесполезны, бурная деятельность «Солиста» серьезно впечатлила шефа ЦРУ Даллеса, и он лично поздравил Гелена с грандиозным успехом…
Но главное выступление «Солиста» состоялось летом 1954 года на пресс-конференции для двухсот западных журналистов аккредитованных в Москве, которую организовал МИД СССР.
На ней Хмельницкий, с честным взглядом отвечая на вопросы иностранных репортеров, поведал о том, что он с 1945 года является агентом советской контрразведки. Его обучение в американской диверсионной школе было заданием наших спецслужб. В рассказе об обучении он не без юмора рассказал, как американцы поощряли среди курсантов азартные игры, пьянство и разврат. И выдал главную сенсацию, для которой собственно и была организована пресс-конференция: «Солист» рассказал репортерам, как он по заданию органов госбезопасности СССР три года успешно вел радиоигру с американским центром, в результате которой, по его словам, были раскрыты многие секретные планы ЦРУ.
Случившийся конфуз поверг в шок мировую общественность, канцлер ФРГ отдал приказ Гелену немедленно прекратить все парашютные операции против СССР. Упрямые американцы какое-то время еще пытались продолжать заброску, каждый раз узнавая результат из советской печати.
В период с 1951 по 1954 года нашей контрразведкой было поймано около тридцати парашютистов, большая часть которых была расстреляна. Остальные использовались в радиоиграх, так же как и знаменитый «Солист».
Американцы успокоились только в 1956 году, когда на вооружение поступил высотный разведчик «U-2», глава ЦРУ Даллес отдал приказ навсегда отказаться от заброски парашютистов-шпионов на территорию СССР.