Греф предупредил инвесторов в цифровые компании о пузыре
“Соответственно, что происходит в мире? Нефтяные, газовые, металлургические, промышленные компании, банки – получают высокие дивиденды. И куда они их инвестируют? В акции диджитальных компаний. Что приводит к тому, что еще больше растет капитализация, они получают еще больше ресурсов, и еще больше нарастает отрыв этих компаний от всех остальных”, – сказал глава Сбербанка Герман Греф, выступая на Всероссийском молодёжном образовательном форуме “Территория смыслов”.
“Это провоцирует пузырь на рынке. Сегодня все говорят о том, что эти компании так или иначе перекапитализированы, они не стоят столько, сколько они стоят. Когда-то произойдет сдувание этого пузыря, но когда – никто сказать не может. Поэтому, когда вы собираетесь свои несметные капиталы инвестировать в диджитальные компании, бойтесь пузыря”, – предупредил Греф.
Глава Сбербанка также отметил, что раньше мультипликаторы рыночной стоимости компаний были привязаны к финансовым показателям – чистой прибыли или EBITDA, но сегодня они уходят на второй план. “Сегодня мультипликаторы привязаны к количеству клиентов, объему оборота, количеству активных пользователей и так далее. … Более того, те компании, которые можно называть технологическими, их мультипликаторы являются совершенно фантастическими – за всю историю человечества не было таких мультипликаторов, никогда, ни у какой из отраслей”, – заключил Греф.
Спасибо, Копетан Очевидность.
При этом сам Сбербанк рассматривает возможность покупки крупных игроков в онлайн-ритейле — Ozon или Avito. А вот отношения с действующим партнером в этой сфере — «Яндексом» — не складываются. Через два года после того, как компании договорились вместе строить «отечественный аналог Amazon», стороны обсуждают варианты развода.
Сбербанк недоволен тем, что маркетплейс «Беру» не выполнил поставленные на первый год KPI, говорит источник. При этом Сбербанк настаивал, чтобы всё, что касается платежей, шло через него – а это не устраивает руководство “Яндекса” (поскольку, видимо, мешает воровать прибыль из-под носа партнера).
О планах создать новый маркетплейс «Яндекс» и Сбербанк объявили в августе 2017 года. Сбербанк обязался вложить в него 30 млрд рублей, партнеры оценили общий бизнес в 60 млрд рублей, сделка была закрыта в апреле 2018 года, а в мае под брендом «Беру» его запустили в тестовом режиме. Каждый из партнеров получил по 45% долей совместного предприятия на основе «Яндекс.Маркета», еще 10% было зарезервировано под опционы для менеджеров.
За первые девять месяцев работы «Беру» выручка проекта достигла 1 млрд рублей в месяц, рассказал представитель СП. Для сравнения: оборот Ozon в 2018 году составил 42,5 млрд рублей.
«Беру», как и все подобные маркетплейсы, зарабатывает на комиссиях с продаж, которые платят продавцы. В «Беру» они составляют от 2% до 15% в зависимости от категории товаров и объема проданных вещей.