Бензоколонка наносит ответный удар
Коронавирус обрушил не только промышленные площадки – следом упала мировая логистика. Соответственно минусуем потребление нефти. Из-за карантинных мер обрушился рынок авиаперевозок, сжигавший десятки тысяч тонн авиационного керосина ежедневно – можем еще раз минусовать. Вместе с кораблями и самолетами из-за недопроизводства продукции серьезно просел автомобильный грузовой транспорт – минус потребление нефти.
При всем этом нефтяные компании не могут в одночасье сократить добычу в два раза – всегда находится “самый умный”, решивший заместить выпадающие объемы своей продукцией. В этот раз “самыми умными” опять оказались американцы и Россия впервые сказала “Нет” на предложение войти в нелегкое положение американских сланцевых компаний.
Как только саудиты вышли из сделки ОПЕК+ вслед за Россией, можно было предугадать, что торги в понедельник откроются с серьезным гэпом вниз – так оно и произошло. Кроме самого выхода, саудиты пообещали еще и нарастить ежесуточную добычу до 12 млн баррелей, но это уже скорее из области страшилок – пик добычи в КСА был пройден в 2007 году.
Проблема саудитов в том, что им выгодна нефть по цене 80-85 долларов за бочку, поскольку только тогда они могут сформировать и исполнить свой бюджет без дефицита – слишком много социальных обязательств висит на этом бюджете, которые саудиты взяли на себя в тучные годы. И кстати, торги в Токио открылись резким падением акций “Сауди Арамко”.
Проблема американцев в том, что сланцевая отрасль может выжить только при ценах от 50 долларов за бочку, несмотря на все оптимизации и сокращения. Весь этот сектор перекредитован на полтриллиона долларов, которые инвесторы никогда не вернут – и именно Россия будет виновна в том, что сланцевая отрасль схлопнется, как мыльный пузырь.
Но и это далеко не все – предлагаю вспомнить банк братьев Лимонов, который послужил спусковым крючком прошлого финансового кризиса в 2008 году – и заодно вспомнить вал банкротств, последовавший за этим. Причем тогда валились не только финансовые структуры, прямо аффилированные с “Лемон Бразерс”, но и десятки тысяч домохозяйств. Именно это же произойдет и при схлопывании сланцевой отрасли – следом за нефтяными компаниями обанкротится вся цепочка поставщиков оборудования для них, а следом – домохозяйства людей, работавших в сланцевой и смежной отраслях.
Иначе говоря, здравствуй, дорогая рецессия, проходи, садись, чай будешь?
Россия и Саудовская Аравия давно понимают, что третий игрок на рынке ведущих бензоколонок мира лишний – и чем быстрее с этого рынка вылетит Америка, тем скорее цены вернутся на удобный для всех уровень цен. Противопоставить этому праведному желанию американцы не могут вообще ничего – у них жесткий политический кризис, выборы на носу и нужно показывать экономические победы. Если побед не будет, нужно все валить на проклятых китайских коммунистов, заразивших весь мир уханьским вирусом – ну и заодно на проклятых русских, которые неожиданно (!!!) и коварно (!!!) вдруг стали думать о собственной выгоде, а не о прибылях Америки.
Тут ведь вот еще какая печаль: ниже 34 долларов улетела цена за Brent, а цены на североамериканскую WTI уйдут к 30 долларам за бочку – это примерно в два раза ниже уровня окупаемости ее добычи в Америке.
И да, будет крайне любопытно глянуть на европейский рынок углеводородов через полгода – хотя бы с целью узнать, осталось ли на нем хоть что-то американское.