Воскресенье, 17.12.2017, 05:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2010 » Декабрь » 3 » Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний. (часть 3)
15:11
Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний. (часть 3)

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net


Однако собственно «революционное» новшество состоит даже не в этом. Оно состоит в том, что формальные знания, отделенные от ка­кого бы то ни было продукта, в который они облечены или могут быть облечены, могут самостоятельно продуктивно функционировать в фор­ме программного обеспечения. Они могут организовывать и регулировать сложное взаимодействие между большим числом участников и перемен­ных. Они могут проектировать и управлять машинами, приборами и гиб­кими изготовляющими системами. Одним словом, они могут играть роль постоянного капитала, подставляя аккумулированный, «мертвый» труд на место живого труда, как материального, так и нематериального. По­скольку предельные издержки программного обеспечения крайне неве­лики, оно может сэкономить намного больше труда, чем его собственная стоимость, причем в гигантских, еще недавно немыслимых масштабах. Это означает, что формальные знания разрушают несоизмеримо больше «сто­имости», чем позволяют создать. Другими словами, они экономят огромное количество оплачиваемого общественного труда и тем самым уменьшают (денежную) меновую стоимость растущего числа продуктов и услуг.

Формализуемые знания открывают тем самым перспективу экономи­ческого развития в сторону экономики изобилия, то есть, в частности, такой экономики, при которой производство, требующее все меньше непосредственного труда, распределяет все меньше платежных средств.

В тенденции (меновая) стоимость продуктов падает. Рано или поздно это должно привести к падению (денежной) стоимости всего произве­денного богатства, к сокращению объема прибыли — и, возможно, к кра­ху производства, основанного на меновой стоимости. Экономика изо­билия ведет в тенденции к бесплатной экономике, к формам производ­ства, кооперации, обмена и потребления, основанных на общинном духе и общинной форме жизни, и, возможно, на новых платежных средствах. «Когнитивный капитализм» действительно представляет из себя кризис капитализма как такового. Призрак его краха бродит с 1980-х годов не только по тем странам, которые уже его переживают или приближают­ся к этому.

В этой ситуации перед капиталистической экономикой встает двой­ная проблема: платежеспособность спроса на продукты, производимые все меньшим количеством труда, и «капитализация» и реализация одного из продуктов, а именно знаний, которые капитал должен присвоить се­бе, чтобы заставить функционировать как «нематериальный капитал».

Это присвоение не обязательно должно быть прямым. Чтобы сохра­нить контроль над знаниями и воспрепятствовать тому, чтобы они ста­ли в изобилии всеобщим достоянием, капиталу достаточно присвоить доступ к знанию, в особенности в интернете. Доступ и средства доступа становятся основным предметом важнейшего конфликта. Я еще вернусь ниже к этой теме. Сначала необходимо тщательно исследовать, как про­исходит превращение знания в нематериальный капитал и как обеспечи­вается реализация этого в значительной степени фиктивного капитала установлением монополий. Очень показательны в этой связи тенденции, которые выявляет Джереми Рифкин в своей книге Эра доступа (34).

4. Превращение формализованного знания в нематериальный капитал

От чуда к миражу. На основании большого массива наблюдений Ривкин описывает развитие «новой экономики» (не путать с new economy, основанной на т. наз. start-up, «интернет-компаниях»). Новое в ней то, что она получает «прибавочную стоимость» не из «прибавочного тру­да». В «новой экономике» «стоимость» продуктов должна зависеть от их уникальных качеств. Они должны обеспечить фирме клиентуру, которая из убеждения и верности покупает или берет у нее на прокат последние новинки.

Новую концепцию реализации можно вкратце описать так: немате­риальная сторона продукта получает намного большее значение, чем его материальная реальность, и их символическая, эстетическая или соци­альная стоимость превосходит потребительскую стоимость и затушевы­вает меновую стоимость. Источник большей час...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Экономика | Просмотров: 982 | Теги: Когнитивный капитализм, критика, экономика знаний | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 1
1  
> Следовательно, потребитель, индивидуалист по определению, с са­мого начала противопоставлялся гражданину, был, так сказать, проти­воядием от коллективного выражения коллективных потребностей, от социально-политических требований.

хм


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]