Воскресенье, 30.04.2017, 04:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2010 » Декабрь » 3 » Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний. (часть 2)
12:16
Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний. (часть 2)

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net


3. «Тотальная мобилизация» (17)

Растущее значение живого знания вызвало глубочайшие изменения в ха­рактере труда. Деятельность самосоздания стала необходимой гранью всякой нематериальной трудовой деятельности и мобилизует те же спо­собности и те же личные склонности, что и свободная деятельность в не­рабочее время. Комб и Асп пишут:

    В этом смысле можно говорить о «тотальной мобилизации» способностей и склон­ностей, включая чувства и эмоции [...]. Отныне мы уже не знаем, когда мы находим­ся «вне» работы и чего от нас работа может потребовать. В предельном случае уже не субъект присваивает себе труд, а труд присваивает себе субъекта [...]. Какой бы жалкой и бессмысленной ни была деятельность, какими бы презренными и достой­ными осмеяния ни были ее цели, она требует интеллектуальной и эмоциональной энергии индивида, его «виртуозности», того, что в его собственных глазах состав­ляет его ценность. Однако если на работе мы проявляем свою художественную виртуозность, мы уже не можем «саботировать» эту работу, не вызывая презрения у самих себя и окружающих. Как может при этих условиях функционировать эко­номика нематериального, не подчиняя индивидов новой форме добровольного рабства? Как нам избежать того, чтобы вкладывать свое достоинство в недостой­ную работу?(18)

Во всяком случае, сейчас все крупные фирмы знают, что в рамках от­ношений найма не приходится ожидать от работников полной иденти­фикации со своей задачей. Уже сам тот факт, что наем — это договор меж­ду двумя сторонами, свидетельствует о том, что эти две стороны различ­ны, как различны и их интересы. В договоре найма скрыты потенции эмансипации, поскольку он ограничивает права работодателя и сводит обязанности наемного работника к выполнению определенной задачи. Тем самым проводится граница между сферами работы и личной, част­ной жизни.

Поэтому крупные фирмы стремятся превратить отношения трудового найма в отношения участия, предлагая незаменимым работникам фондо­вые опционы, — участие в капитале и прибылях фирмы. Однако это ре­шение имеет лишь ограниченный эффект. Чем больше труд апеллирует к дарованиям сотрудника, к его способности продуцировать самого себя, к тому, что придает «ему ценность в его собственных глазах», тем больше эти способности стремятся выйти за рамки реализации лишь в пределах поставленной задачи. Работник будет постоянно стремиться доказать се­бе, что он стоит больше того, что делает на работе. Он захочет проявить свои умения во внерабочей или побочной рабочей деятельности, кото­рую будет считать самоцелью. Так журналисты пишут книги, рисоваль­щики из рекламных агентств — картины, а компьютерщики проявляют свою виртуозность как хакеры и создатели свободных программ. Им важ­но спасти свою честь и не «продать душу». Чтобы спасти хотя бы часть своей жизни от тотального утилитарного применения, «работники не­материального труда» начинают приписывать своим игровым, спортив­ным, культурным и общественным занятиям, в которых самосоздание яв­ляется самоцелью, большую важность, чем работе. Ален Лебоб сформули­ровал эту ситуацию в двух предложениях: «Самые блестящие выпускники университетов отказываются работать с полной отдачей. Они делают то, что от них требуется, однако свою душу хранят для себя и довольствуются тем, чтобы производить ожидаемое хорошее впечатление»(19).

4. Появление «самопредпринимателя» (self-entrepreneur)

Окончательное подчинение самосоздания капиталу натыкается на непре­одолимую границу до тех пор, пока сохраняется различие между индиви­дом и предприятием и пока рабочая сила может сопротивляться своей полной мобилизации на нужды предприятия. Стоит указать на эту грани­цу, чтобы тут же увидеть и возможность ее устранения: нужно лишь устра­нить различие между субъектом и предприятием, между рабочей силой и капиталом. Личность должна стать для самой себя предприятием, она должна сама рассматривать себя как рабочую силу, как постоянный капи­тал, требующий непрерывного воспроизводства, модернизации, расши­рения и утилизации. Она уже не подчинена внешнему принуждению, на­п...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Экономика | Просмотров: 879 | Теги: критика, Когнитивный капитализм, экономика знаний | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 1
1  
> ... компьютерщики проявляют свою виртуозность как хакеры и создатели свободных программ. Им важ­но спасти свою честь и не «продать душу». ...
> ... Короче говоря, нужно устранить отношение наемного труда. ...

Хех.

> И это неу­дивительно: ведь главная ее цель — усилить господство капитала над тру­дящимися и внушить людям, что они сами виноваты в том, что остались без работы — более того, что рабочее место нужно им самим для самоува­жения, однако они просто сами не умеют его заслужить.

Однако не все позволяют заморочить себе голову. Мощное давление, оказываемое власть имущими на трудящееся население с целью сохра­нить фикцию сохраняющегося общества труда, в котором «кто не рабо­тает, тот не ест», вызывает сопротивление и обратное давление. Требо­вание достаточного и безусловного «пособия на существование» распро­страняется с 1995 года удивительно быстро.

Хм ]:->

> На карте стоит не больше, не меньше, как пра­во всех на неограниченный свободный доступ к не являющимся ничьей собственностью коммуникативным формам распространения знаний и культуры.

Да.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]