Воскресенье, 20.08.2017, 01:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2010 » Декабрь » 3 » Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний. (часть 1)
12:14
Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний. (часть 1)

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net


Человеческий капитал

В экономике знаний всякий труд, будь то в перерабатывающей промыш­ленности или в сфере услуг, содержит растущий компонент знаний. Од­нако знания, о которых здесь идет речь, не являются формализован­ными профессиональными знаниями, приобретаемыми в техникумах и институтах. Как раз наоборот: информатизация повысила в цене именно незаменимое, не поддающееся формализации знание. Растет спрос на знания, основанные на опыте, на сообразительность, способ­ность к ориентации, самоорганизации и нахождению общего языка, иначе говоря на формы живого знания, приобретаемые в обиходном общении, принадлежащие к повседневной культуре.

Как именно трудящиеся будут вкладывать это знание в свой труд, нельзя ни заранее определить, ни предписать. Здесь требуется самоот­дача, то, что на языке менеджеров именуется «мотивацией». Человек должен вкладывать в свой труд не профессионализм, а всего себя. От этого вклада зависит качество результатов его труда. Такое качество не­возможно измерить общей мерой. Его оценка зависит от суждения на­чальника или клиентов. Любой труд все сильнее напоминает в этом от­ношении сферу услуг.

Труд, который начиная с Адама Смита считался общей для всех то­варов основой стоимости, при таких условиях не поддается измере­нию в единицах времени. Уже не потраченное на работу время, а «ком­понент поведения» и мотивация выступают важнейшими факторами создания стоимости. Фирмы рассматривают их как свой «человече­ский капитал». Вопрос о том, как капиталу завладеть человеком цели­ком и сделать его полностью «мобильным», был решен отменой фик­сированного оклада: трудящиеся должны теперь сами стать предпри­ятием и даже на крупнейших заводах (таких, как «Фольксваген» или «Даймлер-Крайслер») вынуждены сами заботиться о рентабельности своего труда. Конкурентная борьба вынуждает их принять давление ло­гики рыночного сбыта за собственную внутреннюю мотивацию. На ме­сто наемного рабочего, получающего зарплату, приходит трудящийся-предприниматель, который сам заботится о своем образовании, по­вышении квалификации, медицинском страховании и т. д. Возникает «человек-предприятие». Место эксплуатации заступают самоэксплуата­ция и самосбыт со стороны «Я-АО», выгодные крупным фирмам — кли­ентам самопредпринимателей.

Капитал знаний

В отличие от человеческого капитала, капитал знаний — вещь отнюдь не новая. Применение знания в качестве капитала существует так же давно, как и промышленный капитализм. Только раньше это примене­ние происходило в основном через использование «мертвого знания», овеществленного в машинах, приборах и процессах.

Однако сегодня капитализация знаний наталкивается на новые гра­ницы. Всякое формализуемое знание может быть отделено от своего материального и человеческого носителя, практически бесплатно раз­множено в компьютерной форме и без ограничений используемо в уни­версальных машинах. Чем шире оно распространяется, тем выше его общественная полезность. Напротив, его товарная стоимость по мере распространения падает, стремясь к нулю: оно становится доступным

всякому в качестве общего достояния. Подлинная экономика знаний была бы коммунизмом знаний, в котором обменные и денежные отно­шения отмирают за ненадобностью.

Поэтому, чтобы можно было продавать знания как товар и исполь­зовать как капитал, их нужно приватизировать и держать под замком. В главе II будет показано, как это трудно, дорого и в конечном счете неосуществимо.

Знания в принципе не приспособлены к тому, чтобы служить това­ром. Затраты на их производство зачастую трудно определить, их сто­имость как товара невозможно измерить общественно необходимым трудом, затраченным на их создание. Никто не может определить, где в социальном контексте начинается и где кончается труд по открытию новых знаний. Он может быть творческой деятельностью, хобби, заня­тием в свободное время. Кроме того, не существует отношения эквива­лентности между формами знаний и содерж...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Экономика | Просмотров: 2116 | Теги: критика, Когнитивный капитализм, экономика знаний | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 2
1  
> Как раз этот свободный доступ и это обобществление явля­ются одновременно целью и практикой анархо-коммунистических со­обществ, таких как Движение за свободные программы и Свободный интернет.

анархо-коммунисты. круто dry

> ...революционные присвоения... При пролетарском присвоении масса орудий производства должна быть подчинена каждому индивиду, а собственность — всем индивидам. Современное универсальное общение не может быть подчинено индивиду никаким иным путем, как только тем, что оно будет под­чинено всем им вместе

революционное там в форме организации труда

Не зря выходит называют это коммунизмом biggrin Пролетарии...тьфу...программисты всех стран объединяйтесь happy


2  
Я давно еще с советских времен считаю, что техническая интеллигенция в том числе и программисты давным давно (50-60гг) обрели все признаки политического класса. И совместно с пролетариатом должны возглавлять революционный процесс построения коммунистического общества. Кстати курсивом - рабочий не умеющий работать на современном высокотехнологичном оборудовании, не владеющий в полной мере информационными технологиями уже собственно не пролетарий, а люмпенизированная прослойка.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]