Вторник, 30.05.2017, 16:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2010 » Октябрь » 1 » Военная политика США и национальные интересы России в Центральной Азии
16:57
Военная политика США и национальные интересы России в Центральной Азии

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net

Введение
Обеспечение национальной безопасности на международном уровне во многом определяется содержанием военной политики государства, являющейся своеобразным синтезом экономических и политических интересов и военно-силовых средств. Военная политика существенно влияет на все области общественной жизни государства и систему международных отношений на глобальном и региональном уровнях.

Статья посвящена анализу влияния военной политики США на обеспечение стабильности в Центральной Азии и национальные интересы России в регионе.

Военная политика и интересы США в Центральной Азии

Начало активного военного внедрения США в Центрально-Азиатский регион (ЦАР) можно отнести к 1980-м гг., когда Вашингтон принял решение использовать в своих целях вмешательство Советского Союза в гражданскую войну в Афганистане. С помощью пакистанцев американские спецслужбы создали, подготовили и вооружили сначала отряды «моджахедов», а затем организацию Талибан, ставшую впоследствии базой и резервом Аль-Каиды – международной террористической организации, преследующей цели создания всемирного исламского халифата. Так Америка своими руками создала себе непримиримого и опасного противника.

События 11 сентября 2001 г. дали американской администрации уникальный предлог под видом бескомпромиссной борьбы с терроризмом легитимно проникнуть в Центральную Азию (ЦА) и закрепиться там. Не ограничиваясь действиями против террористических организаций и их лидеров, Вашингтон, используя международную поддержку и военную мощь США/НАТО, предпринял самые решительные шаги по кардинальному изменению стратегической обстановки на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, в первую очередь по устранению неугодных ему режимов и закреплению своего контроля над ключевыми государствами региона. Это существенно изменило расстановку сил как на постсоветском пространстве, так и в регионах так называемой Большой Центральной Азии[1].

С точки зрения международного права, санкционированная СБ ООН контртеррористическая операция, проводимая США и её партнерами на территории Афганистана, соответствует Уставу ООН. Ее проведение силами коалиции осуществляется в интересах безопасности основных государств региона и является легитимным с точки зрения национально-правовых норм центрально-азиатских государств, граничащих с Афганистаном. Декларативно военная операция США и их союзников по НАТО против талибов в Афганистане преследует цели уничтожения баз подготовки международных террористов, пресечения торговли оружием, наркотиками, восстановления мира и стабильности на территории страны, а потому отвечает интересам безопасности как центрально-азиатских государств и России, так и их партнеров по ОДКБ. Центрально-азиатские страны способствуют её проведению путем временного предоставления силам антитеррористической коалиции возможности использовать ряд объектов своей военной инфраструктуры в регионе. Россия предоставляет развединформацию и коридоры прохождения через свою территорию для материального обеспечения сил и средств коалиции.

Военное присутствие США и их союзников по коалиции в Центральной Азии имеет и другие положительные стороны. По мнению члена-корреспондента РАН доктора экономических наук В.В. Михеева, Соединенные Штаты с союзниками взяли на себя часть военно-политической нагрузки и финансовых расходов по поддержанию политической стабильности в регионе, способствовали продвижению рыночных реформ и социально-экономическому развитию центрально-азиатских обществ[2].

С течением времени у военных экспертов ОДКБ стали возникать вопросы относительно намерений и долгосрочных интересов военного присутствия в Центральной Азии Соединенных Штатов, отстоящих от этого региона на десятки тысяч километров.Ключ к пониманию целей и намерений дает анализ доклада министра обороны США Д. Рамсфельда «Всесторонний обзор состояния и перспектив развития Вооруженных сил США» (2001 г.), раскрывающего характер американской военной политики в регионе.

В качестве одной из приоритетных «региональных угроз» Соединенным Штатам в докладе рассматривалась обстановка ...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Политика | Просмотров: 3373 | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 2
1  
разработку и всемерное содействие многосторонним экономическим (энергетическое сообщество, водный консорциум, единые транспортные коммуникации) и гуманитарным проектам в Центральной Азии;
посредничество в урегулировании экономических и иных конфликтов между государствами региона;
расширение контактов различных общественных и религиозных организаций, а также общественных фондов России с аналогичными объединениями в государствах Центральной Азии, включая оппозиционные, с целью разъяснения российских интересов в регионе и установления более тесного взаимодействия с ними;
использование ошибок политики США в регионе (двойных стандартов и принципов «колониальной» демократизации), а также негативного отношения к их афганской и иракской кампаниям для продвижения в обществах центрально-азиатских государств российской политики;
оказание всемерной помощи в борьбе с наркотрафиком, как основным источником финансирования терроризма и исламского экстремизма и другими нетрадиционными трансграничными угрозами.
Причем все эти действия должны строго учитывать национальные интересы государств региона и не вступать с ними в противоречие.

Современные вызовы и угрозы стабильности в Центральной Азии

Суммируя национальные интересы основных внешних игроков в Центральной Азии (США, РФ, КНР) и политику Вашингтона в сфере региональной безопасности и рассматривая их через призму российских интересов, можно выделить несколько групп наиболее актуальных вызовов и угроз обеспечению стабильности в Центральной Азии.

Во-первых, это «традиционные» военные угрозы, связанные с текущими и потенциальными вооруженными конфликтами и войнами в прилегающих к Центральной Азии регионах.

Во-вторых, это «нетрадиционные» угрозы: экстремизм и терроризм сепаратистов и исламских фундаменталистов; сохранение внутренней конфликтности и напряженности по линии Казахстан–Узбекистан и в «треугольнике» Узбекистан–Таджикистан–Киргизия; проблемы в области контроля над распространением технологий производства ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, а также неконтролируемая торговля обычными видами оружия; рост наркотрафика; неполная урегулированность миграционных проблем, а также застойные и кризисные явления в экономической и политической сферах в ряде государств региона. «Нетрадиционные» угрозы носят устойчивый характер и в обозримой перспективе в том или ином виде будут проявляться.

В-третьих, это относительно новые процессы, обусловленные перспективой смены правящих элит в большей части государств региона и возможной при этом дестабилизации обстановки, изменением тактики радикальных исламистских организаций в сторону наращивания информационно-пропагандистской деятельности и усилением роли Китая в ЦА через двусторонние контакты и через ШОС.

Большую проблему для региона создаёт неопределенность военно-политической обстановки в Афганистане: с одной стороны, восстановление там позиций движения Талибан и Аль-Каиды, с другой – уточнение США стратегии «восстановления мира» в этой стране.


2  
Можно прогнозировать три варианта развития ситуации в Афганистане. Первый вариант – победа талибов в Афганистане и последующее расширение их негативного влияния в странах Центральной Азии. Претворение в жизнь этого варианта крайне невыгодно Вашингтону. Во-первых, престиж США на международном уровне резко упадет. Во?вторых, талибам будут отчаянно сопротивляться проправительственные силы Х. Карзая. В?третьих, американцы потеряют часть плацдарма Большой Центральной Азии.

Второй вариант – полное достижение США своих целей в этом государстве, что приведет к исходу из него талибов и перемещению их в соседние страны. Такой вариант развития ситуации опять-таки невыгоден Вашингтону. В случае полной победы над талибами, США придется сворачивать свое военное присутствие в регионе, закрывая военные базы, расположенные в государствах Центральной Азии.

Наиболее вероятным является третий сценарий – длительной и упорной борьбы с международным терроризмом на всех «фронтах»: политическом, экономическом, информационном и собственно военном. Война в Афганистане будет вестись США не до «полной победы», а на «изнурение противника». При этом длительное присутствие «американской военной силы» будет оказывать существенное влияние на стратегический расклад сил в регионе. Оно входит в противоречие с интересами безопасности России и Китая в регионе, что может иметь негативные последствия для стабильности в Центральной Азии в виде создания новых разделительных барьеров между государствами и возрождения ситуации, напоминающей период «холодной войны», но на качественно новой основе и с новыми действующими лицами.

В совокупности, антитеррористическая операция в Афганистане, проводимая группой стран во главе с США, война в Ираке и конфронтация Вашингтона с Тегераном требуют постоянного внимания и адекватной реакции со стороны России. До сих пор ей удавалось пройти через эти испытания, однако недостаточная оперативность и действенность ответных шагов Москвы может порою негативно сказываться на развитии ситуации в Центральной Азии.

В целом реальная практика существовавших в последние годы российско-американских отношений в регионе мало располагает к партнерству. Почти во всех областях двустороннего и многостороннего сотрудничества России со странами Центральной Азии Соединенные Штаты выступают как её прямой конкурент. Стратегические цели и задачи Москвы и Вашингтона в регионе часто прямо противоположны, между ними постоянно идет скрытая борьба за усиление своего влияния в государствах ЦА. Основная цель США – укрепить свое политическое влияние в регионе и иметь решающий голос в распределении местных энергетических и других природных ресурсов. Для этого Вашингтон стремится «модернизировать» находящиеся здесь государства и под лозунгом демократизации привести к власти устраивающие его режимы. В этом плане цели США и интересы России направлены в противоположные стороны.

В то же время, и США и Россия заинтересованы в конструктивных отношениях в сфере борьбы с терроризмом, распространением ядерного и других видов оружия массового поражения, а также средств их доставки и технологий производства. Американская антитеррористическая операция в Афганистане в целом отвечает стремлению России не допустить рост влияния международных террористов и исламских радикалов в Центральной Азии и их проникновение на территорию РФ. В свете того что США взяли на себя роль главного координатора международных усилий по стабилизации обстановки в Афганистане, участие в этом процессе России будет дозированным, особенно в сфере поддержки военных усилий коалиции. Здесь, кроме уже принятых обязательств по содействию деятельности сил обеспечения миротворческих операций в Афганистане и по обмену разведывательной информацией, очевидно, не будут выдвигаться другие инициативы. Наиболее реальная форма участия России в стабилизации ситуации в Афганистане – активизация её сотрудничества с США по линии Совета ШОС–Афганистан[21].

Заключение

С точки зрения закона единства и борьбы противоположностей, взаимодействие России с Америкой в Центральной Азии, очевидно, будет осуществляться в форме конкуренции, путем укрепления и расширения собственных позиций в сферах экономики и безопасности. Скатывание к прямой конфронтации между ними уже маловероятно. Во-первых, и Россия, и её стратегических партнер Китай считают жизненно важным для себя поддерживать позитивные отношения с США и стараются избегать всего, что может эти отношения подорвать. Во?вторых, конфронтация означала бы расшатывание региональной стабильности, а это противоречит интересам всех субъектов международных отношений в регионе. В?третьих, некоторые центрально-азиатские страны и по экономическим причинам, и по соображениям безопасности воспринимают американское присутствие положительно.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]