Вторник, 17.10.2017, 12:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2010 » Декабрь » 18 » Спорт как демократия.
19:17
Спорт как демократия.

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net

Национализм на повестке дня 

События, произошедшие на Манежной площади, показывают исчерпанность модели спортивной демократии. 

В чём состоит спортивная демократия? 

Во-первых, в том, что спорт заменяет собой национальную идею, а спортивные победы приравниваются к общегосударственному триумфу. Однако обратной стороной этого является превращение в насилия – в спорт, то есть умножение насильственных проявлений, поначалу вроде бы безобидных. С насилием сопряжён сегодня даже проход по улице, не говоря уже про путешествие по московским пробкам. Никто так не способен на насилие, как «послушные граждане», которые вдруг перестают слушаться и проникаются желанием заставить слушать себя.

Призрак «всеобщего благосостояния», населивший собой местный мир супермаркетов, казалось, справился с задачей формирования послушных граждан. Супермаркет стал главенствующей структурой социализации, заменившей музей, школу, храм, а заодно и рай с адом. Каждому району по «Пятёрочке», каждому районному жителю – столько банок «Ягуара», сколько он сможет в себя влить. Тот, чьё существование сведено к сумме потребностей, с неизбежностью превращается в нечто среднее между статистической единицей и социальной функцией. Однако мы живём в эпоху, когда только структуры выходят на улицу. Они и вышли.

Во-вторых, спорт понимается как лекарство от политизации, способное якобы вылечить агрессию и варварство масс. Если называть вещи своими именами, спорт должен был санкционировать удаление масс из политики: подчиняйтесь и можете состязаться сколько угодно. Примечательно, что события с футбольными болельщиками на Манежной произошли всего через несколько дней после получения известия о Чемпионате мира по футболу в России. Оказалось, что следствием деполитизации масс отнюдь не является послушание и пассивность. Напротив, свирепым вепрем может быть и деполитизированная масса. Новостная лента вкрадчиво сообщает: ставкой в самосуде и самостреле стала уже купюра в 1000 рублей – две тётки обстреляли лоточницу, похитили малую денежку и скрылись, как водится, неизвестно куда. Френд-лента вторит новостной ленте требованием самообороны с применением оружия. Стрелки сходятся.

Только очень наивный наблюдатель может трактовать события на Манежной площади как «возвращении политики». Политика является практикой солидарности, а солидарность использует для себя любой повод. Казалось бы, не являются ли мероприятия, посвящённые памяти невинно погибшего болельщика, предпосылкой для солидарности в нашем почти бессолидарном обществе. Отвечу отрицательно: манифестантов на Манежную площадь привела адреналиновая ломка. Они пришли туда, движимые теми же причинами, которой приводят в движение болельщиков, заявляющиеся на матч: найти относительно безопасный источник адреналина.

Примечательно, что орудием для манифестантов стала новогодняя ёлка, последний символ солидарности, доставшийся от старосоветских времён.

Левая мысль на протяжении XX века подталкивала нас к выводу о том, что борьба с несправедливостью сама по себе оборачивается справедливостью, а сопротивление атомизации и распаду автоматически гарантирует новую солидарность. Сегодня очевидно, что это не так. Наше общество травмировано несправедливостью, изнасиловано неравенством, приучено к самоедству. Оно привыкло воспринимать себя и свою историю как фарс.

Коррупция затронула не только «верхи», но и «низы». Причём «низы» в едва ли не большей степени. Старое сравнение общества с живой тканью или скелетом подсказывает образы, которые больше всего соответствуют нынешнему состоянию. Если систематически рассекать ткань, то она срастётся, но так, что останется рубец и никакого живого места. Если систематически ломать хребет, он тоже может срастись, но только если вырастет горб. Проблема нынешней России не в том, что в ней деградировали практики солидарности, а в том, что эта деградация привела к тому, что солидарность стала злокачественной: ненависть и зависть связывают намного прочнее, чем понимание и взаимовыручка. В России сегодня привыкли ненавидеть друг друга. ...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Политика | Просмотров: 822 | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 1
1  
Слишком мудрено, че-то. Прочитал - ничего не понял. Незачет.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]