Вторник, 27.06.2017, 01:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2011 » Апрель » 12 » Советская Космическая Программа 4
06:47
Советская Космическая Программа 4

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net

Многоразовые транспортные космические системы
Для чего они нужны?

Первый рывок в космос, вывод первых спутников земли, первые полёты человека в космос и на Луну совершались на одноразовых ракетах, которые потом падали в виде металлолома на землю или сгорали в верхних слоях атмосферы. Большинство спутников и космических аппаратов по сию пору именно так и запускается.

Причин такому очень много. Главная из них состоит в том, что для создания многоразового корабля нужно решить исключительно сложные научно-технические проблемы.
Сейчас вывод одного килограмма полезной нагрузки стоит на разных носителях от 800 (РН «Протон») до 2000$ ("Шаттл”). Если бы удалось решить проблему хотя бы ограниченной многоразовости носителя, эту цену можно было бы уменьшить в разы, а для некоторых систем в десятки раз.

Но многоразовая система - это очень хорошо, но она явно будет не скоро. Однако, задачи по освоению космоса надо решать сейчас. Поэтому, прогресс в этой области надолго задержался на создании одноразовых носителей. Их создание – уже очень давно и хорошо отработанная система, к тому же можно использовать для запусков снимаемые с боевого дежурства МБР. Заменить боеголовку на спутник – не такая уж и большая проблема, но большая экономия.

К настоящему времени было сделано несколько попыток создания многоразовых космических систем. Первая попытка, из тех, что была доведена до создания реально действующего многоразового космического корабля – американский челнок «Шаттл». К великому сожалению создателей, его эксплуатация совершенно не оправдала возлагаювшиеся на него надежды.

Во-первых, стоимость доставки грузов на орбиту с помощью «Шаттла» была больше, чем у носителей одноразовых.

Во-вторых, две страшные катастрофы с челноками «Челленджер» и «Колумбия», показали низкую их надёжность.

В третьих, По сравнению с одноразовыми носителями КПД «Шаттла» слишком ниже в несколько раз из-за неудачной конструкции всей системы.

Эти недостатки весьма серьёзно перекрывают все неоспоримые достоинства, которых у «Шаттла» два.

Первое: то, что он может садиться на строго заданную ВВП Точность посадки спускаемого аппарата обычного КК – эллипс длиной до 120 км. Из-за этой неприятности некоторые спускаемые аппараты автоматических космических лабораторий (в том числе и в СССР) были безвозвратно потеряны – они не найдены до сих пор.

Второе: «Шаттл» может возвращать большие грузы (хотя бы те же спутники и небольшие орбитальные станции) с орбиты на Землю. Вес этого груза – до 20 тонн.

Варианты МВКС

Расшифровка аббревиатуры МВКС – Многоразовая Воздушно-Космическая Система.
На настоящее время есть несколько вариантов, которые приемлемы для создания МВКС. Если отбросить условно-многоразовые варианты, такие как Шаттл, у которого есть одноразовый элемент – большой топливный бак, то схем остаётся всего три:

Первая – двухступенчатая система, состоящая из самолёта-носителя, разгоняющего орбитальный самолёт до нужной скорости, ориентирующая его в плоскости орбиты и самого орбитального самолёта. Эта схема была применена в советских проектах МВКС «Спираль» и «МАКС». Эта же схема присутствует в перспективных проектах Западной Европы – «Зенгер» и Англии – «Хотол». По сути это схема двухступенчатой ракеты-носителя, но в применении для самолётов.

Вторая – схема полностью одноступенчатая. Многоразовый космический самолёт, способный взлетать и садиться на обычном аэродроме. Эта схема предполагает создание специфического типа воздушно-реактивных двигателей – прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД).

Третья – многоразовая одноступенчатая ракета-носитель, садящаяся на подготовленную площадку с помощью своих собственных ракетных двигателей или с помощью парашюта. Схема получила своё название по весьма сильно разрекламированному в мире, но так до сих пор и не осуществлённому американскому проекту – «Дельта-Клипер».

Проекты «Спираль» и МАКС

Проект «Спираль», имеет своего предшественника – ракетоплан «Лапоток». Он разрабатывался в КБ Королёва как один из возможных вариантов аппарата для первого полёта человека в космос. Сам ракетоплан должен был запускаться обычной ракетой-носителем, его крылья должны были быть сложены почти весь полёт. Ракетоплан защищён металлическим щитом, который после прохождения основной части траектории торможения на спуске отбрасывается. Тогда разворачивались плоскости крыльев и он планировал вниз, садясь как самолет. От проекта отказались из-за долгих сроков разработки, но отказались временно, так как выгоды, которые сулило использование многоразового орбитального объекта, ...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Категория: Наука и техника | Просмотров: 2360 | Рейтинг: 5.0/1

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]