Четверг, 25.05.2017, 13:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2011 » Январь » 11 » Селенит "Лунный Камень"
18:54
Селенит "Лунный Камень"

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net

Возле Кунгурской пещеры туристы неизменно топчутся у лотков с камнерезными поделками – бусами, яйцами, сувенирами и прочей требухой. Здесь умело впаривают «уральские самоцветы»: алтайскую бирюзу и заирский малахит. Но есть здесь и вправду местный камень - селенит. За селенитовых медведей и кошечек с этих лотков, конечно, следует отдавать под трибунал, но и не резон искать на толкучке у пещеры авторские работы.

Авторские работы – в музеях и частных коллекциях. Авторы живут на реке Ирень, что в Кунгуре сливается с Сылвой, в сёлах Красный Ясыл и Вторые Ключики. Свои работы они зачастую складывают в рюкзаки и развозят по аукционам сами. Столетний селенитовый промысел вернулся к той форме существования, с которой и начинал, но зато теперь в этом деле – мастера высочайшей пробы.

ОСЛИНОЕ ЗЕРКАЛО

Селенит – разновидность гипса, «волокнистый гипс». Он прослаивает массы обычного гипса пластами толщиной 5-10 см и бывает разных оттенков: белый, розовый, оранжевый, бурый. Самый ценный и красивый – медово-жёлтый, слегка просвечивающий, переливчатый. Полоса селенитовых гипсов идёт по правому берегу реки Ирень от её среднего течения до устья.

Вообще-то гипс имеет много форм: кроме обычного, он бывает «обезвоженным» ангидритом, «благородным» алебастром, похожим на мрамор, или даже «стеклянистым», «листоватым», словно кварц или горный хрусталь. В Европе горщики называли такой гипс «ослиным зеркалом» или «стеклом девы Марии». Учёный Боэций в 1609 году переименовал «ослиное зеркало» в романтичный «селенит» - «находимый в новолуние».

В России селенитами изначально называли целую группу минералов, обладающих свойством разделяться на тонкие пластинки. Вместе с гипсом в эту группу входил, например, минерал совсем иной природы, - слюда. «Селенитом называется камень, который из тонких и ломких слоёв состоит», - писал Ломоносов.

Когда на Урале начались попытки превратить никому не известный «волокнистый гипс» в поделочный материал, мастера, ничтоже сумняшеся, «перетащили» на него красивое название «селенит». Это случилось примерно в 1876 году. Сколько ни ругались учёные, плетью науки не перешибить обух коммерции. Так и закрепилось: селенит. А «прежний» селенит – «стекло девы Марии» - превратился в простецкое народное «Марьино стекло».

КАМЕНЬ БЕЗ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

В 1837 году в Петербурге сгорел Зимний дворец. Чтобы восстановить его облицовку, Кабинет Императорского Величества дал Екатеринбургской гранильной фабрике задание: найти месторождения алебастра. Пытливый рудознатец Марк Портнягин обнаружил залежи гипса и алебастра в скалах по нижней Чусовой и на реке Ирень.

По каким-то причинам Кабинет оставил находку без применения. Зато вскоре возле скал Портнягина появились ушлые местные кустари, которые бодро принялись ломать гипс и алебастр на продажу. Они-то и отыскали прослойки селенита в Ясыльском логу.

Диковинный, но никуда не годный камень у потомков этих хитрецов увидел художник и камнерез Алексей Денисов-Уральский. Он имел собственную изумрудную копь и добывал самоцветы по всему среднему Уралу. В 1882 году Денисов показал свои изделия из гипса и селенита на Первой Всероссийской кустарной выставке. Потом – в Копенгагене и Париже. Селенит вызвал осторожный интерес.

Денисов мечтал вернуть самоцветам прежний аристократический статус. Пока заказчиком Екатеринбургской гранильной фабрики был Кабинет, изделия изготовлялись годами, но зато по проектам художников Академии, и потом расходились по дворцам. С отменой крепостного права прежний порядок стал невозможен. Мастера-гранильщики развернулись лицом к новому покупателю – мещанам, но те требовали не циклопических ваз, а брошек и колечек. Искусство самоцветов измельчало и в размерах, и в статусе. Вся Россия знала, что малахитовые шкатулки и орлецовые буски – это для купчих.

Денисов-Уральский искал новый камень, лёгкий в обработке, но не отягощённый «мещанской наследственностью». Искал – и наш...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Культура | Просмотров: 3224 | Рейтинг: 5.0/2

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 1
1  
"Искусство принадлежит народу!" Неужели не понятно?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]