Суббота, 24.06.2017, 22:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

SP

Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2011 » Октябрь » 7 » Российская свобода и солнце запада
08:58
Российская свобода и солнце запада

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net

«Русский либерал — бессмысленная мошка, толкущаяся в солнечном луче, солнце это — солнце запада».

П.Чаадаев

В 1951 году, в апогее того, что нарекли «сталинским тоталитаризмом», американский посол в Москве, автор доктрины «сдерживания коммунизма» Кеннан написал следующее: «В мире нет страны более либеральной, чем Россия». Это утверждение может показаться парадоксальным. Но попробуем разобраться, может быть Кеннан, даже помимо своего желания, выразил нечто очень важное, то, что многое говорит не только о России, но и о Западе.

Всех, кто знаком со смутными эпохами российской истории, не удивит утверждение, что Россия — одна из самых свободных стран мира и все катастрофы, случавшиеся с нею — от отсутствия разумной меры свободы. Чем это объясняется?

Можно предположить, что особым характером свободы в России. Проблема свободы в России — это соотношение между внутренней и внешней свободой.

Эта дилемма внутренней и внешней свободы на Западе не стояла. С самого начала Европа шла путем внешнего освобождения личности. Европейская концепция прав человека, первоначально сформировавшаяся в лоне западноевропейского христианства, предполагала полностью автономную личность. Свобода — это самореализация во внешнем мире. Это выразилось даже в отношениях с Богом. Можно вспомнить знаменитую формулу протестантского богослова Иоганна Шефлера: «Если меня нет, то и Бога нет».

Такое понимание свободы имело как сильные, так и слабые стороны. Сильная сторона может быть выражена одним понятием — активизм. Активизм — это направленность на преобразование и подчинение внешнего мира человеческим нуждам и потребностям. Это хорошо подметил И.Бродский: «Создать изобилие в тесном мире — это по христиански. Или: в этом и состоит Культура».

Главная внешне привлекательная черта современной западной цивилизации — комфортность — следствие активизма.

Но есть и оборотная сторона активизма. Она состоит в том, что человек должен подчинять свою духовную жизнь задачам достижения внешнего, не всегда материального, но обязательно осязаемого, объективированного успеха. Западная цивилизация — экстравертна. Если говорить о выборе между «иметь» и «быть», то Запад всегда выбирает «иметь». И он действительно много имеет, в материальном плане много больше, чем любая другая цивилизация.

Но за все нужно платить, это тоже краеугольный принцип Запада. И он платит не только утратой духовной глубины, что неизбежно в условиях изнуряющей гонки за материальным успехом. Запад изначально лишен того, что можно определить как внутреннюю свободу. Внутренняя свобода — такое состояние человека, когда его самореализация не зависит от внешних обстоятельств, не определяется ими. Достижение какой-либо внешней цели — не есть залог успеха, а наоборот, может отвлечь от более важного и значительного.

Такая свобода, свобода «быть», есть на Востоке и в России. В России принцип такой свободы сформулировал еще Феофан Затворник: «Дело не главное в жизни, главное — настроение сердца».

Формула Запада противоположна. Она выработана еще Платоном: «Не дело должно приспосабливаться к человеку, а человек — к делу».

В этом плане западная цивилизация — «платоническая».

Поппер, известный западный политолог, выводил все тоталитарные идеологии из утопических проектов Платона. Но может быть корни тоталитаризма уместнее искать именно в формуле Платона о примате потребностей дела над свободой человека.

Тоталитаризм, в самом общем плане, можно понимать как организацию социума для достижения одной цели. Таким образом, тоталитарные тенденции коренятся в самой концепции внешней свободы. Свобода — это самореализация во внешнем мире, самореализация требует организации. Организация требует ограничения свободы. Совсем по Оруэллу: «свобода — это рабство».

Тоталитарность в истории Запада гармонично уживалась с либерализмом, если понимать либерализм как максимальное освобождение человека для внешней самоор...



Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Политика | Просмотров: 1848 | Рейтинг: 5.0/1

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 1
1  
Блестящая статья.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]