Пятница, 18.08.2017, 17:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2010 » Ноябрь » 27 » России нужна самобытность
19:50
России нужна самобытность

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net

От редакции. Русский журнал предлагает полную версию беседы с американским историком Стивеном Марксом, профессором университета Клемсон, посвященную проблеме культурного влияния России в мире. 

РЖ: Вы написали книгу «Как Россия сформировала современный мир» (2003), в которой рассматриваете влияние российской культуры на современный мир. Это очень необычный подход, ведь обычно историки, наоборот, описывают влияние Запада на мир. Как вы пришли к идее подобного исследования?

C.М.: К идее создания этой книги меня привели несколько мыслей, слившихся воедино. В 1991 году исполнилось 50 лет с момента публикации статьи издателя Генри Льюса «Американский век» в журнале Life. В ней Льюс призывал Соединенные Штаты как мировую державу спроектировать свое влияние на весь остальной мир. Юбилейные оценки статьи Льюса натолкнули меня на размышления о происхождении различных трендов в искусстве, политике, литературе, экономики и т.д. В каждом из этих случаев я был поражен, насколько великим, если не сказать величайшим, было русское влияние по сравнению с тем влиянием, которое оказывали те же США. Я понял, что никто ранее не выдвигал подобный аргумент из-за существовавшей тогда аксиомы превосходства американской/западной цивилизации, на которых сходился весь белый свет. Поэтому первой целью моей книги было перевернуть устоявшееся мнение, показав, сколь много значимого пришло именно из России.

Кроме того, книга родилась на волне распада Советского Союза. Поскольку Россия больше не представляла собой экзистенциальную угрозу Соединенным Штатам, в большинстве университетов резко упало количество желающих изучать русский язык. Освещение российских событий в средствах массовой информации также снизилось. Поскольку я был в числе тех, кто любил русское искусство и литературу, эти тенденции показались мне обидными. Россия была нашим идеологическим врагом, но одновременно она породила одну из самых ярких культур в истории, и мне показалось, что с интеллектуальной точки зрения было бы недальновидно прекращать обращать на Россию внимания лишь потому, что закончилась «холодная война». Я написал эту книгу, чтобы показать, что без понимания России мы не сможем понять мир, в котором живем. Неудивительно, что книга имела весьма незначительное воздействие.

РЖ: Что такого уникального было в России, что позволило ей «сформировать современный мир»?

C.М.: Сочетание внутренних и внешних факторов. Интерес мира к России был связан, в основном, с индустриализацией, урбанизацией и империализмом – все эти процессы стремительно нарушали традиционные уклады жизни и создавали тягу к альтернативным. Казалось, что Россия сопротивляется тому влиянию, которое исходит со стороны Запада, о чем свидетельствовали ее крестьянские общины и оппозиционно настроенная интеллигенция. Безусловно, тогда, как и сейчас, люди за пределами страны игнорировали более сложные реалии (например, многие жители России поддерживали процессы, раздражавшие интеллигенцию; города, отрасли промышленности и буржуазия стремительно развивались на протяжении всего XIX века). Почему русская культура была такой живой и оригинальной – на этот вопрос мне сложнее ответить, но, я думаю, частично это было связано с переплетением европейских и истинно русских форм (за пределами России они неверно воспринималось как восточная экзотика, которая привлекала тех, кто искал альтернативы западным ценностям). Кроме того, крайности и противоречия русского общества – модернистские и антимодернистские, сельские и городские – порождали самые разные интеллектуальной и художественной реакции. Наконец, благосостояние русской элиты – аристократической и буржуазной – влияло и на поддержание искусства, и на стимулирование культурной среды.

РЖ: Вы написали, что мир обязан России множеством феноменов: например, терроризмом, анархизмом, иррационализмом, пацифизмом, искусством, балетом, а также новыми формами диктатуры. Большинство этих слов имеют негативные смысловы...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Культура | Просмотров: 1100 | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]