Четверг, 21.09.2017, 16:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

SP

Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2010 » Май » 29 » Религия в России - взгляд социолога
19:14
Религия в России - взгляд социолога

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net


Социологические исследования феноменов, связанных с религией – этноконфессиональных отношений, процесса секуляризации общества, тенденций, характеризующих религиозную ситуацию в стране и регионах, изучение уровня и степени религиозности и атеистичности – проводятся в нашей стране с начала 80-х годов прошлого века. О некоторых аспектах таких исследований корреспондент RP беседует с ведущим научным сотрудником Института социально-политических исследований РАН Еленой КУБЛИЦКОЙ.

Как бы вы могли кратко охарактеризовать религиозную ситуацию в современной России с позиции социолога?

Прежде всего, сегодня очень хорошо становится заметным процесс сужения "секулярного поля", что происходит за счет активизации религиозной жизни. Роль различных религиозных объединений возрастает, изменяются соотношения между религиозными движениями и конфессиями. Кроме того, на распространение религиозных верований, на изменение удельного веса каждого из них на территории России огромное влияние оказал процесс этноконфессионального разъединения народов после распада СССР. Произвольное перемещение границ, ограничение территорий проживания этнических и конфессиональных групп, конечно же, непосредственно повлияло на формирование нынешней религиозной географии России. Так, например, религиозный ландшафт в Центральной части России и Сибири до сих пор все еще продолжает формироваться под влиянием миграционных процессов и активной миссионерской деятельности.

Причем отмечу, что если традиционное православие в Европейском Центре не сдает заметно своих позиций, то в Сибири весьма солидную конкуренцию ему составляют старообрядчество, крупные католические центры в Красноярске, Иркутске, Хабаровске, а также различные протестантские течения – лютеранство, баптизм, адвентизм и пятидесятничество. Приходы старообрядцев, например, широко встречаются по всей Сибири.

Вероятно, при социологическом изучении религиозной ситуации при его специфике встречаются и свои сложности? Есть такое?...

Разумеется, есть. И главная сложность социологического изучения современного состояния религиозности общества, межконфессиональных и религиозных отношений в том, что Россия находится сегодня на переломном этапе своего исторического развития. Кризисные явления отмечаются в социально-экономической, политической, идеологической и духовной сферах. И все они неизбежно приводят к межрелигиозным, межконфессиональным, межнациональныи и религиозно-национальным противоречиям, а, следовательно, и конфликтам.

Несмотря на то, что религиозные верования в наше время не в полной мере определяются национальной принадлежностью, что четко очертить географические границы распространения в России той или иной веры затруднительно, с нашей точки зрения, все равно необходимо продолжать изучение религиозных процессов в контексте с этническими. Ведь, исторически традиционные связи определенных конфессий с определенными нациями, этносами продолжают оставаться тесными, о чем свидетельствуют результаты конкретных социологических исследований ИСПИ РАН. Поэтому социологические исследования в условиях десекуляризации общества обязательно рассматриваются на фоне политических, национальных, межнациональных и межконфессиональных отношений, противоречий и конфликтов.

Тогда, вероятно и связь, существующая между этническими культурами и определенными конфессиями тоже добавляет проблем?

Конечно. Поэтому мы и считаем вполне закономерным указывать на тенденции прозелитизма в межконфессиональных и межрелигиозных отношениях. Идет жесткая политическая борьба за власть в национальных регионах, не прекращаются этнические разногласия и межнациональные конфликты. Социально-бытовое содержание их, зачастую перерастает в идейный национализм и национальный экстремизм. На этом фоне в определенных регионах усиливается влияние новых религиозных течений со снижением роли традиционных, так называемых "культурообразующих" религий, либо наоборот, набирают силу и развиваются "старые" религии. Все это приводит религиозное население к заметной "дезорганизации восприятия", идет новое...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Религия | Просмотров: 2025 | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]