Пятница, 24.11.2017, 21:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

SP

Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2010 » Июль » 22 » Регресс в красивой упаковке.
05:32
Регресс в красивой упаковке.

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net

«Макдональдизация»: обманчивые выгоды унификации 

Одинаковые офисы, рестораны, кинотеатры, стандартные приемы ведения бизнеса, типовые массовые товары – все это сегодня можно найти почти в любой точке мира. Главные критерии работы и успешности всех этих якобы универсальных вещей и процессов глобализации – простота, тиражируемость, предсказуемость, общий стандарт и четкие методы контроля. Вроде бы это и удобно, и эффективно. Но у такой «макдональдизации» потребления и экономической деятельности (термин Д. Ритцера) есть как риски, так и ограничения, а главное – мнимая легкость и доступность для всех оборачивается отсутствием права выбора и, по сути, регрессом. 

«А ПО-МОЕМУ, ОНИ ОДИНАКОВЫЕ»

Одним из стандартных упреков нелиберальному экономическому устройству и временам дефицита является отсутствие возможностей выбора – как для производителей, так и для потребителей. Но есть ли этот выбор сейчас?

Достаточно оглянуться вокруг, чтобы увидеть одинаковые торговые центры с одинаковыми же сетевыми магазинами внутри, «ресторанные дворики» с вроде бы разными, но, однако, аккуратно приведенными к фастфуд-стандартам «национальными» кухнями, «клонированные» детали интерьера.

Кажется, уже в каждом российском офисе и магазине крыльцо, лестницы и пол выложены одной и той же плиткой, так удивительно «подходящей» для нашего климата, что в холодное время года без резиновых ковриков посетители не могут по ней передвигаться. Все более неотличимыми друг от друга становятся современные кинотеатры, фитнес-центры, продуктовые супермаркеты, офисы и «евроремонтные» квартиры.

Профессор Университета Мэриленда Джордж Ритцер приобрел всемирную известность как изобретатель емкого термина «макдональдизация» для описания этого явления. Он выявил ряд отличительных признаков субъектов «макдональдизированной экономики» – это эффективность, возможность количественной оценки, четкая прогнозируемость и контроль.

Интересно, что эти качества принято соотносить с эпохой классического конвейерного производства, тейлоризма в отношении работников, и в целом, механизмами «тоталитарного индустриализма». Наша постиндустриальная эпоха обычно рисуется совершенно иной – с большой долей интеллектуальной добавленной стоимости, соответственно, с использованием преимущественно творческого труда и работников, чей главный капитал – знания, с растущим значением сектора услуг, отхода от иерархических структур в сторону сетевых, с большей кастомизацией и вниманием к потребителю.

При более внимательном рассмотрении мы обнаруживаем, что подобные качества действительно есть у ряда экономических игроков – это элита высокотехнологичного сектора, сфер рекламы, маркетинга и информационного бизнеса. Но под этой верхушкой айсберга (которую тоже не стоит ни преувеличивать, ни идеализировать), находится масса обычных коммерческих организаций, которые в глобализированной либеральной экономике с ее неравноправной конкуренцией могут выжить, лишь встав на путь экономической эффективности любой ценой.

В итоге вместо декларируемых постиндустриальных демократических подходов наблюдается, напротив, откат к дегуманизирующим технологиям организации бизнеса и управления.

«Макдональдизируются» не только магазины, офисы или рестораны. Признаки «макдональдизации» мы обнаруживаем в любой сфере, где видно упрощение технологий и подходов до выбора из нескольких опций.

Это и замена традиционных экзаменов в школах и вузах тестами, и туристические маршруты, услужливо предлагаемые путеводителями, и многочисленная литература с популярными психологическими советами типа «10 советов, как успешно пройти собеседование» или «25 секретов хорошей хозяйки», и «выбор друзей» в социальных сетях по заданным параметрам.

В конечном счете, все разнообразие нынешних товаров и услуг (а шире – и жизненных практик) оборачивается конкретным набором заранее предлагаемых вариантов, получить что-то выходящее за эти ...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Экономика | Просмотров: 1208 | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]