Суббота, 22.07.2017, 01:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2011 » Февраль » 25 » Расказачивание как социально-историческая проблема
17:53
Расказачивание как социально-историческая проблема

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net


В ряду трагических страниц истории России XX века судьбе казачества принадлежит далеко не последнее место. Этот драматизм историки и публицисты обозначили терминами "расказачивание", "крестная ноша", "геноцид" и др. Анализу понятия "расказачивание", его толкованию в историографии, соотнесенности с реальной действительностью посвящена предлагаемая статья.

Трагедия целого социального слоя (численностью до 4,5 млн. человек) - носителя реальных культурно-этнических признаков, игравшего важную роль в жизни российского государства, сопровождалась десятилетиями замалчивания и фальсификации в советской историографии. И лишь шолоховский "Тихий Дон" в художественных образах донес до читателей глубочайшую драму народа. Что касается историков, то они, несмотря на современный поворот "лицом к казачеству" [1], все еще в долгу перед ушедшими казаками и современными читателями.

О расказачивании историки впервые заговорили в 60-е годы. [2] Заговорили осторожно, однобоко, с оглядкой. Термин употреблялся, как правило, в кавычках, с нередким добавлением "так называемое". Текст циркулярного письма ЦК РКП(б) от 24 января 1919 года, подписанного Я.М. Свердловым, лишь кратко пересказывался, наиболее одиозные места не цитировались (за рубежом письмо было опубликовано полностью).

Так как содержание письма было изложено на страницах многотомной "Истории КПСС", то тем самым были установлены рамки дозволенного в толковании политики расказачивания.

Что же было дозволено? Все, что относилось к письму и событиям, после него последовавшим, было названо "попыткой" расказачивания, причем местные партийные работники им явно "увлекались". Иногда "попытки" и "увлечения" именовались ошибками, нарушениями классового принципа. Последний подразумевал, что репрессии против зажиточных казаков правильны. Сошлемся на конкретные примеры.

Г.Л. Воскобойников, Д.К. Прилепский: "Требование принятия решительных мер против казачьих верхов было правильным и своевременным. Распространение репрессий на всех казаков, ранее принимавших участие в борьбе с советской властью, было ошибочным, т.к. оно не учитывало начавшегося перелома в настроении середняцкого казачества, отхода части его от контрреволюции". [3] О влиянии письма Оргбюро ЦК сказано: "...местные органы власти стали увлекаться "расказачиванием". У местных работников сложилось впечатление, что директива Оргбюро ЦК требует репрессий к большинству казачьего населения, ибо оно прямо или косвенно участвовало в борьбе против советской власти" [4]. Заметим, что "впечатление" местных работников было правильным.

Аналогично рассуждает и А.П. Ермолин: "Подлежали суровым репрессиям все участники антисоветских выступлений. Вместе с тем было указано на необходимость политической нейтрализации среднего казачества. Но при этом недостаточно учитывались классовые сдвиги в среде казачества...

Местные партийные и советские органы на Дону в работе с казачеством сделали упор на усиление репрессивных мер ко всем казакам, выступавшим ранее против советской власти. Такая линия являлась ошибочной, т.к. не учитывала начавшегося перелома в настроении середняцкого казачества..." И ниже: "Местные ревкомы явно увлеклись "расказачиванием". [5]

Таков был лейтмотив и других публикаций. Они почти дословно пересказывали друг друга. Всюду присутствовало злополучное деление на абстрактных бедняков, середняков и кулаков. Последних надо было во что бы то ни стало репрессировать. А как все это соотносилось с реальной жизнью? Этим историки не решались заниматься. Игнорировались даже общеизвестные документы. Так, в одном из обращений ВЦИК и СНК говорилось: "Казаки против казаков, брат против брата, отец против сына". 161

Историографическая ситуация стала меняться во второй половине 80-х годов, в первую очередь благодаря публикациям Венкова А.В. и А.И.Козлова. [7] Упомянутые авторы не только ввели в научный оборот обширный фактический материал о Вешенском восстании, но и по...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: История | Просмотров: 1129 | Теги: расказачивание | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]