Воскресенье, 22.10.2017, 05:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2011 » Февраль » 10 » Муром – каким он был, и каким я его увидел (часть 2)
14:54
Муром – каким он был, и каким я его увидел (часть 2)

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net
(продолжение)

После обычных в фольклоре перипетий (Петр не хочет исполнить желание Февронии, та хитростью заставляет его сдержать слово), она становится княгиней муромской. Это не нравится местным олигархам: скорее всего, их настораживает именно ее происхождение из Рязанской земли, с которой, как мы видели выше, часто приходилось воевать. Олигархам даже удается изгнать князя (потому что от жены он отказаться не захотел; рисунок 15), но, погрязнув в собственных разборках, они призвали его вместе с Февронией назад. И так они жили-правили, и умерли в один день (рисунок 16).

Это очень красивая легенда, а уж то, что основа в ней явно историческая (мощи святых можно видеть в Муроме и сегодня) делает ее тем более привлекательной. Муромец начала 13-го века предстает нами подобным римлянину времен поздней республики – он и шага не сделает, чтобы не плюнуть через плечо. Ну а зачем это все написано? Цель, как мне представляется, проста – уподобить княжеский род Мурома императорскому дому Византии. Мотив "простолюдинки на троне” известен был русскому человеку, пожалуй, только применительно к Феодоре, жене Юстиниана Великого. Она, как и Феврония (и имена-то созвучны), кстати, и мужу трон спасла. Только, в отличие от той Феодоры, которая в юности работала в цирке и жаловалась, что "природа не создала на теле больше отверстий для удовольствия”, наша-то помасштабней будет. Ее антисексуальность подчеркнута особо – в эпизоде, когда она, отвергая домогательства некоего человека, убеждает его, что "женское естество” у всех представительниц этого пола в принципе одинаково, и заниматься перебором любовниц смысла нет. Настоящая богиня, и святая заслуженно.

Время татарское. Верные своему принципу "мы воюем везде”, муромские князья не остались в стороне от сопротивления татарам тогда, когда очень многие отсиживались по своим уделам. В 1237 году они вместе с рязанцами и пронцами пошли в воронежские земли навстречу врагу. Исход ясен, но источники не сообщают, насколько велики были потери муромского сопротивления. Факт, что Ярослав остается жить. В 1239 году Муром берут татары. Они сжигают его походя, отправляясь в рейд на мордовские земли. Ярослав пережил и эту катастрофу, более того, сохранил свои владения. В 1248 году он, как ни в чем ни бывало, озабочен брачными делами – на его дочери женится ростовский князь. В 1257 году становится ясно, что татары пришли надолго: в этом году они совершают перепись муромских земель, и накладывают на население налог. Развеем попутно заблуждение, которое кочует по страницам популярных книг: якобы люди из-за татарских набегов покинули Муром и поселились на Чаадаевском городище. Мы уже имели возможность видеть, что Чаадаевское было покинуто в 10 в, и более не посещалось.

Когда умирает Ярослав, мы не знаем. Не знаем и того, видел ли он, как дважды его город сжигали татары, которых привел князь Андрей, сын Александра Невского, черный гений русской политики второй половины 13 в (1281 и 1293). Ясно только, что по смерти Ярослав оставил на столе сына Василия, который умер только в 1345 году. В этой связи я должен сказать о том, что у муромских археологов в последнее время есть идея: а не был ли Муром во второй половине 13 в центром баскачества, своего рода буферным государством на границе Орды и Руси, как Тула? Видимо, нет. Баскачества складывались в 13 в, и там, где они были, мы не знаем имен их князей. В Муроме мы видим, что династия, взявшая корни еще из домонгольской эпохи, уверенно держит власть, стало быть, говорить о прямом подчинении Мурома татарам нет никаких оснований. Находки ордынских монет на территории Муромских земель долгое время не были известны, но сейчас статистика накапливается. Готовится свод таких находок, но и этот факт мало о чем говорит: ордынские монеты находят и в Москве, которая уж точно баскачеством не была. Просто Орда предложила Руси хорошую монету, которой та никогда не знала, и Русь быстро оценила этот новый инструмент торговли.

По смерти Василия на престол всходит Юрий Ярославич (не второй ли сын Ярослава?), из той же династии; он обновил город, "запустевший от первых князей” (запись за 1351). Стало быть...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: История | Просмотров: 1519 | Теги: Илья Муромец, Киевская Русь, мурома, финно-угры, Муром | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 2
1  
Местное предание говорит, что некогда на этом месте возник Никольский мужской монастырь с Никольской же деревянной церковью, а монахи жили в землянках. Когда Иван Грозный с войском подошел к монастырю, его конь встал, и не хотел идти дальше. Тогда навстречу царю вышли из своих землянок монахи, или “деды”. Иван пообещал построить Никольский собор из камня, что и исполнил. Это отчасти подтверждается обнаруженной в советское время в церкви иконы Николы, на обороте которой было помечено, что она “поновлена в 1562 году”. В 1981 году ее похитили.

Монастырь скоро исчез, только храм остался. Возникшее на его месте село назвали Дедово – в память о тех “дедах”. Писцовая книга за 1629 год фиксирует каменную Никольскую церковь, которую считает строением Ивана Грозного, и каменную же церковь Флора и Лавра, на тот момент даже еще не освященную. До наших дней она не сохранилась. Писцовая книга говорит, что село и окрестности населяли “мордва и татары”. В конце 17 в церковь перестроили, сделав ее Спасской (она и сегодня так называется), а старый Никольский храм вошел в состав Спасской церкви как придел. Вот почему мы видим сегодня относительно новое сооружение и удивляемся, откуда взялась его древняя слава. Колокольню пристроили только в 1847. В 1950-е годы под куполом колокольни нашли странную надпись – “Мастер Григорисонов А.С. 1047 год”, а в другом месте “Григорьев 1081”. Про колокольню говорят, что под ней есть подвал, в котором спрятаны сокровища, и из нее же идет подземный ход на остров Красный озера Свято, тот самый, что плавает. А вот чтобы понять, откуда на храме взялся крест с полумесяцем, придется прослушать предание о том, как появилось само озеро Свято.

Предание говорит, что некий Иван и его жена Степанида нашли в лесу подкинутую девочку-татарку и приняли ее к себе, окрестив Настасьей. Когда она выросла, в нее влюбился некий Князь, бывший тут же на богомолье. От этой любви у них родилась дочь Прасковья. Из церкви – Никольской – шел подземный ход к Русаковскому монастырю. Как-то князь пошел этим подземным ходом из церкви к монастырю, а Настя и ее дочь – лесом туда же. Когда Настя с дочерью пришли, то увидели, что Русаковский монастырь провалился под землю, и на его месте плещется озеро (Свято). Тут же пришли татары, и замуровали Настю с дочерью в подземном ходу. У озера с тех пор слышен ее плач. Про плач – это про эхо, подобного которому нет больше нигде. Эхо на озере Свято возвращает крикнутое четыре раза, причем совершенно без искажений, даже самые длинные фразы.

Отец этого князя, в память о своем сыне и о Насте соорудил на Никольском храме особый крест – с полумесяцем, причем полумесяц символизировал татарку-Настю.


2  
Про этот Русаковский монастырь и село Русаки рассказывают еще вот что. Само название якобы происходит от того, что монахи грешили с русалками (чувствуете архаику?) Что самое интересное, монастырь, скорее всего, действительно был, поскольку мне встречалось описание иконы Спаса из этого монастыря. Надпись на обороте иконы поясняла, что написана икона в Казани в 1591 году, дабы спастись от чумы, что в 1680 году она перенесена в Москву, и поновлена в 1691 году. Про монастырь говорят, что он провалился под землю между 1691 и 1764 (геологи этому не верят). В церкви как раз шло венчание. Тройка лошадей с пустой каретой сорвалась с места и так спаслась, прилетела в Дедово, и тем оповестила жителей о несчастье. Утром можно слышать, как звонят под водой колокола (то же говорят про Китеж). В полночь при свете луны под водой виден крест. Русаки встанут из воды в день Страшного суда.

Все это так хорошо и красиво, что даже не хочется разбираться, что тут вымысел, что правда. А я ведь еще не все легенды рассказал. В 1969 году якобы три женщины, идя на богомолье в Дедово, решили заночевать у озера, да приметили шатер, а в нем – двух по-старинному одетых мужиков. Мужики пустили их к себе, постелили спать на сундуках. В сундуках оказалось множество нательных крестов, причем один из мужиков, поразительно похожий на Николу Угодника, пояснил – “вот, теряют, а мы подбираем”. Поутру женщины обнаружили себя лежащими на голой земле, шатра, мужиков и сундуков след простыл. Думаю, если провести масштабное археологическое исследование региона, можно отыскать много интересного – мои короткие и неудачные разведки возле озера не в счет. Но археологи муромские не уверены, что тут вообще было селение: мол, люди лепились к рекам, а не к озерам. Да и не их это епархия, область-то уже Нижегородская. А Нижнему есть ли дело до своей далекой окраины?

Итог: Муром – Восток или Запад? Каково место Мурома, этого древнейшего города Восточно-Европейской равнины, в нашей истории? С одной стороны, с самого начала мы видим, что Муром выступает форпостом распространения славянства и христианства на тюркские земли Поволжья. Нет похода на Булгарию, чтобы в нем не участвовали муромцы. За все время мы не видим ни разу, чтобы Муром поддержал мордву или булгар в их стремлении обезопаситься от экспансии Руси. На Куликовом поле отряд из Мурома решает битву. Если бы не вылазка муромского отряда при штурме Казани, ханство простояло бы еще энное количество лет. И даже в таких неудачных для России сражений, как на реке Пьяне, с периферийным ордынским отрядом, мы видим муромцев, которые упиваются вином, как все, и как все гибнут под ударами татарских сабель. Наконец, уже в 1787 году в составе отряда Суворова муромцы решают исход битвы с турками под Кинбурном и ходят на штурм турецкой крепости Очаков. Значит, перед нами – субэтнос, несомненно не славянский, но целиком принявший славянство и христианство, и словно бы запрограммированный на экспансию против ислама?

С другой стороны, тюркский элемент в Муроме не скрыть. Фамилии знатных людей, таких, как купец Черкасов или Богдан Цветной, говорят сами за себя – их предки приплыли по Оке с юга, осели и занялись торговлей. Каменное узорочье храмов превосходит все рамки, поставленные христианским вкусом, и достигают вершин исламских орнаментов. Даже такой четко тюркский признак, как выделка кож – и тут муромцы отличились. Вспомним и муромского двуглавого орла, который опирается на татарские цветы. А откуда такая живучесть местного княжеского рода, который пережил захват здешних земель Ордой, уж не от сродства ли с ордынцами, вчерашними кипчаками? Почему первая попытка, еще в 11 в, обособления от общерусского государства имеет свой импульс из Курска, где все дышит степью и половцами? И – перевернутый полумесяц на крестах; побежденный, он все же есть. А если это не победа, если ЛУНА ВОСХОДИТ?

Пусть каждый решает эту дилемму по своему разумению. Я вижу Восток в каждом изгибе окского берега, в каждой черте здешних храмов. Но я могу заблуждаться, поддавшись гипнозу луны – то ли с колокольни, то ли с минарета.

Евгений Арсюхин,

сентябрь 2003

Источник http://archeologia.narod.ru/murom/murom.htm


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]