Четверг, 22.06.2017, 23:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2010 » Октябрь » 26 » Катастрофа Р-16. Как это могло быть
19:11
Катастрофа Р-16. Как это могло быть

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net


Это – дополнение к посту про катастрофу ракеты Р-16 24 октября 1960 года. Я задумался – что же могло произойти на борту ракеты, почему включился двигатель второй ступени? Это же не чеку из гранаты вытащить… Я такой информации не видел. Конечно, где-то это написано, кому надо – знают. А вот в открытой печати вполне может и не быть. Ни к чему это, баловство…

Но я ж инженер, к тому же – по электричеству. К тому же – по ракетам в том числе. Мне интересно, как оно могло быть, чтобы вдруг «завелась» вторая ступень. Причём причина должна быть простой, примитивной даже. Никаких сложностей, одна простая ошибка.

Есть у меня такая версия.

Значит, смотрите.

Катастрофа произошла потому, что, как пишут, пошла циклограмма запуска двигателя второй ступени. То есть двигатель включился не вот тебе ни с того, ни с сего, а сработал штатно, по команде, выданной системой управления в соответствии с циклограммой работы второй ступени.

И получается у меня, что иначе и быть не могло!

Опыт работы с разгонным блоком «Бриз-М».

Разгонник летит поверх третьей ступени, и движок его, натурально, не работает. Когда его можно запустить? Когда разгонник отстыкуется от ступени,  и между ними образуется хотя бы несколько метров дистанции. Первое, что должен знать разгонник – что он отстыковался, точнее, что его отстыковали, взорвав пироболты, или там пиротолкатели… или пневмотолкатели, неважно. Дальше заранее известно, через сколько секунд образуется достаточное расстояние.

То есть важно знать момент расстыковки. А дальше запустим времязадающий механизм, он нам всё сделает. Переждёт, сколько надо, потом скомандует наддув основных баков, потом откроет клапана в малых баках высокого давления, оттуда горючка и окислитель пойдут в ТНА (турбонасосный агрегат), он раскрутится, тогда временник откроет клапаны главных магистралей, и компоненты пойдут в камеру сгорания маршевого двигателя. Встретятся, самовозгорятся – полетели!

Это, конечно, только наиглавнейшие операции и только в части, касающейся работы двигательной установки. Но нам сейчас только это и надо.

Итак, нужен момент отстыковки. Это можно сделать ну очень просто.

В разгоннике есть электроразъём, в нём два провода. Ответная часть этого разъёма механически связана с третьей ступенью, она остаётся с нею при расстыковке. А в той ответной части стоит проводочек, замыкающий те наши два провода в разъёме разгонника.

Так. От источника на разгоннике пускаем по этим проводам ток. Пока блок связан с ракетой, перемычка замкнута, ток идёт, и некий датчик это чувствует. Например, реле с нормально-замкнутой парой контактов: это такие контакты, которые, пока реле не под током, замкнуты между собой; а пустишь ток – размыкаются.

Ну вот, значит, у нас, пока перемычка соединяет провода на разгоннике, ток идёт, контакты разомкнуты. Достигли нужной скорости и места, происходит отсечка двигателей третьей ступени, расстыковка. Блок отходит от ступени, разъём разъединяется, перемычка медленно улетает вдаль вместе со ступенью… ток прерывается, контакты замыкаются, запускается наш пресловутый времязадающий механизм.

Пошла циклограмма запуска маршевого двигателя разгонного блока, которую я описал выше.
***

И вот, говорю я вам, то же самое могла произойти в тот день на площадке Р-16.

Стоит заправленная ракета. Раз она заправлена, она обязана быть под током. Там десятки, если не сотни разных процессов происходят.

Например, вот баки. Они наддуты, не до рабочего давления, но какое-то избыточное должно быть. Для сохранения жёсткости, чтобы, не дай бог, не возникло хотя бы малюсенькое разрежение – тонкая оболочка, каковой с точки зрения сопромата является бак, сразу сомнётся внутрь, она такие нагрузки совсем не держит.

Наддутость – не состояние, а процесс. Температура снаружи гуляет, значит, гуляет давлен...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Катастрофы | Просмотров: 1112 | Теги: ракета, РВСН, Р-16, маршал Неделин, байконур, МБР, катастрофа | Рейтинг: 4.0/1

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем Armator на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 4
1  
"Это не преступление. Это гораздо хуже, чем преступление - это ошибка."

2  
bbird, тебе пора мемуары для воспитания молодого поколения писать - "Русские - это сила"!

3  
А что, хорошая идея. Надо мемуары писать. Спрашиваю мнение профессионалов: можно сделать такой ресурс коммерчески успешным?

4  
"по методике заглубляют но мы всегда ставили заглубление в ноль" - хороший Русский шутка, на стрельбах ПВО у Шилки есть тумблер "зеркальный режим" так его тоже не всегда включали - смешно ведь!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]