Пятница, 24.03.2017, 17:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2010 » Апрель » 24 » Как поймать "БОР".Ловим прототип Бурана.
20:16
Как поймать "БОР".Ловим прототип Бурана.

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net

Мне посчастливилось прослужить в ВМФ на различных должностях, непосредственно связанных с боевым применением дальней оперативной связи ВМФ, более тридцати лет и быть не только очевидцем, но и участником многих событий, происходивших в СССР, России и в мире.

Размышляя о чем написать, дома я неоднократно останавливался около серванта и горки, за стеклом которых у меня бережно хранятся сувениры из разных стран. Вот кораллы и ракушки из районов островов Дахлак, Сокотра, архипелага Чагос, Кубы, из Индии и других мест, а вот кусочек, похожий на пенопласт, на разломе белый, с другой стороны отполированный и черный, как антрацит и, даже, словно обожженный...
Об истории этого кусочка речь будет идти далее в настоящем повествовании.

Я решил написать о некоторых аспектах одного сложного мероприятия, проведённого ВМФ, обеспечение которого было спланировано и проведено коллективом 109 Центра дальней оперативной связи ВМФ (109 ЦУДОС ВМФ), и в котором я имел честь прослужить 14 лет.

В самом начале 80-х годов СССР подошёл к практическому созданию пилотируемых космических кораблей многоразового использования "Буран", предназначенных для освоения космического пространства и обеспечения стратегического паритета СССР в мире.

Прототипом "Бурана" стала условно уменьшенная его копия и внешне на него непохожая - изделие "БОР" ("Беспилотный орбитальный ракетоплан"), на котором в экстремальных условиях космоса практически должны были опробованы различные инженерные решения наших ученых (на плазму, маневрирование и т.д.).

"БОР" - это модернизированное изделие одной из модификаций пилотируемого воздушно-космического самолёта военного назначения, производство которого было приостановлено.

Первое испытание космического аппарата, изделия "БОР-4", этой модификации в ограниченном масштабе было успешно произведено в 1980 году с полигона ракетных войск стратегического назначения "Капустин Яр" с приземлением изделия на полигон "Балхаш" без участия сил и средств ВМФ.

Для полномасштабных испытаний инженерных решений "БОРа" необходимо было совершить изделием хотя бы один виток вокруг Земли. 

Учитывая степени международных рисков при проведении полномасштабных испытаний "БОРа", а дело в том, что для вхождения в плотные слои атмосферы Земли и последующего приземления на парашюте в заданном районе СССР тормозные двигатели "БОРа" должны были включаться над густонаселенными районами Западной Европы и в случае нештатной ситуации, весьма вероятной из-за новизны решений космического аппарата, могли возникнуть для нашей страны серьезные внешнеполитические проблемы.

Принимая во внимание возможные последствия, Центральным комитетом КПСС и Правительством СССР было принято решение провести полномасштабные испытания "БОРа" с приводнением его в относительно пустынный район Южного полушария в Индийском океане - приблизительно в 1000 км западнее Австралии (южнее Кокосовых островов). Указанная точка приводнения аппарата находилась на другой стороне Земного шара - практически на антиподе Москвы (пространственный размах составил приблизительно 20 000 км). 

В 1981 году Военно-Морскому Флоту СССР были поставлены задачи:
- первая - создание необходимой группировки сил и средств подъема, охрана и оборона объекта, сам подъем, эвакуация из заданного района приводнившегося космического аппарата;
- вторая - организация управления поисково-спасательного мероприятия и обеспечение связи не только с силами ВМФ в море, но и с взаимодействующими командными пунктами управления Вооружённых сил СССР и гражданских организаций.

Кроме того, главной задачей было не только поисково-спасательное мероприятие, проводимое ВМФ, но и немедленное получение представителями промышленности и научно-исследовательских институтов (НИИ) прямо на месте в море первичных результатов о работе изделия, передача их по каналам связи ВМФ своим руководителям для последующего доклада высшему руководству СССР.
<...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Наука и техника | Просмотров: 2356 | Рейтинг: 5.0/1

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 4
1  
Познавательная статья, спсб. Вот в продолжении темы; http://www.buran.ru/htm/maxmain.htm

2  
Спасибо за статью.Очень приятно,что еще помнят те дни когда мы могли противопоставить своим притивникам в то время, что-то новое. Это пишет участник тех событий о которых пишет автор, командир ПСК "Ямал" капитан 2 ранга запаса Чупаков Виктор Павлович, который трижды поднимал макеты "Бурана". Очень жаль, что сейчас у России нет такого соединения, которое могло бы обеспечить тренировки космонавтов, поиск космических объектов и других поискоспасательных работ. Это не ностальгия, а реалии. Может быть время и раставит все точи, появится новое соединение для решения космических проблем. Несмотря на развал СССР, не надо забывать о славных делах ВМФ.

3  
Это одна из любимых статей. Я рад что такие материалы читают в том числе и участники тех событий.

4  
Здравствуйте, уважаемый Виктор Павлович! Не ожидал, что найду Вас! Вот цитата из книги "Район, закрытый для плавания":
"«Космос-1374» приводнился в 560 км от архипелага Кокосовые острова: спланировал в огненной плазме до высоты 4 км, выпустил парашют и лег на волны. В верхней части БОР-4 после приводнения надувался конический баллон-пеленг с мигающим фонарем. Он увеличивал плавучесть аппарата и выводил наружу антенны поисковой системы. Конус навигационного маяка на спине аппарата начал радировать в эфир о своем местоположении. Но промах с расчетным местом приводнения составил почти 200 км! Начались спешные поиски нашего аппарата, причём, как советскими моряками, так и австралийскими. В этот раз слава обошла свои вниманием «Чумикан» – не он подошёл первым, не он отключил систему самоликвидации БОРа. На втором этапе он только лишь прикрывал эту операцию. Всё у него ещё впереди. Но и эта задача не из лёгких. Многие отмечали, что очень реальной была возможность похищения аппарата вероятным противником. Аппарат поднял без единого повреждения ПСК «Ямал» (командир ПСК капитан 2 ранга Виктор Чупаков). Безупречно действовали все экипажи кораблей, которые запеленговали идущий на посадку макет, вычислили по плазменному следу траекторию и место приводнения и в течение не более одного часа с момента приводнения подняли его на борт. Это был успех."
www.toge.ru

Интересное обо всём в Берлога Фрилансера - работа, которая нравится.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]