Воскресенье, 30.04.2017, 11:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2010 » Сентябрь » 29 » Изменение порядка жизни требует героического пессимизма
19:10
Изменение порядка жизни требует героического пессимизма

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net

Интервью Натальи Мелентьевой с профессором, деканом факультета философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета, членом Совета Федерации от Хабаровского края Юрием Солониным.

Наталья Мелентьева: Мы беседуем с профессором Юрием Никифоровичем Солониным, деканом факультета философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета, автором многочисленных работ по проблемам философии и философии науки, членом Совета Федерации от Хабаровского края, человеком, ранее возглавлявшим Санкт-Петербургское отделение партии «Единая Россия». Юрий Никифорович, каково сегодня соотношение философии и власти? Можно ли говорить о том, что власть не любит философию?

Юрий Солонин: Нужно сказать, что всякая власть ее не любит, так что это иллюзия, что когда-то были прекрасные времена, где философы были лелеяны властью, власть слушала философов, а они давали бы ей дельные советы. Более того, философы, которые оказывались у власти, как правило, были большими неудачниками. Я не уверен, что сочетание того и другого может иметь органичный, целостный характер. Тут есть какая-то большая загадка. Ведь нельзя просто сказать, что у власти обычно оказываются глупцы, изворотливые, расчетливые дельцы, а философы – исключительно спокойные, умудренные, рефлексирующие люди, отстраненные от жизни, занятые какими-то глубинными проблемами бытия…

— Тем не менее страстно стремящиеся к истине?

— Ну да, страстность есть. Но очень часто и презирающие истину. На самом деле это очень сложная проблема, которая нигде – ни на Востоке, ни на Западе, ни в Древности, ни в Новое время – так никогда и не была решена. Казалось бы, в Китае были тысячелетние традиции привлечения мудрецов к власти, император не решал ни одного серьезного дела без советников, среди которых были не просто философы, но даже поэты, тем не менее, там далеко не все шло на лад именно в связи с этими советами…

— А как же философия в России? Она затрагивает проблемы власти?

— Она их затрагивает, но это не значит, что власти нравится, как эти вопросы решены в философии, и не означает, что философское решение или рассмотрение вопросов власти помогает самой этой власти. Понимаете, контакт не является непосредственным, прямым. Он опосредуется через воспитание, культуру, общественное мнение, какие-то сложные промежуточные звенья, которые невозможно зафиксировать.

— Философия на Западе, начиная с эпохи Просвещения, всегда была связана с созданием единого атомарного рационального индивидуума. Например, в XVII веке такие философы как Декарт, Ньютон, Спиноза обменивались письмами, обсуждали, что же такое наука? Именно они задали парадигму науки Нового времени. То есть можно сказать, что парадигма данной науки задана тремя, четырьмя, пятью, от силы десятью индивидуумами. Если мы возьмем теорию государства, то любой современный историк государства скажет вам, что современное государство – это тоже создание нескольких философов: Бодена, Гоббса, Макиавелли и т. п. А на русской почве был ли такой атомизированный рациональный индивидуум, который мог бы построить такую систему рациональных утверждений? Может быть, на русской почве философия в том развитом систематическом виде, как это было на Западе, вообще не могла существовать?

— Конечно, судьба философии в России иная, нежели в Западной Европе. Она – нелюбимое дитя нашей официальной культуры. Россия – это единственная из европейских стран (если считать, что мы все-таки европейцы), где философия всегда напрямую зависела от политической конъюнктуры, от воли чиновника, где она была либо изгоняема с соответствующими характеристиками, либо дозируема и регулируема. Русская философия – плод очень позднего развития нашей культуры. Хотя существует привычка исчислять родословие нашей отечественной культуры чуть ли не с XI века («Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона), выискивать в древнерусских летописях, в поучениях Владимира Мономаха выражения философского смысла…

— Это можно назвать духовными исканиями, но нельзя назвать философией?

— Да, кон...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Культура | Просмотров: 981 | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]