Четверг, 22.06.2017, 15:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML заправка картриджей для принтеров с выездом мастера

Главная » 2010 » Декабрь » 30 » Исламский радикализм как побочный эффект "холодной войны" (часть 2)
18:30
Исламский радикализм как побочный эффект "холодной войны" (часть 2)

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net
(продолжение)
После победы Иранской революции 1979 г. аятолла Хомейни разрешил известному египетскому публицисту и общественному деятелю Мухаммаду Хасанейну Хейкалю поработать в шахских архивах. И тот обнаружил документы, из которых следовало, что в начале 70-х гг. сложилась поначалу неформальная группа, которая патронировалась администрацией Соединенных Штатов (конкретно Генри Киссинджером). В нее вошли Александр де Маранш, глава с 1972 г. французской Службы докумендации и контр-шпионажа (SDECE, внешняя разведка), Анвар Садат, ставший президентом Египта в 1970 г., шах Ирана Мухаммед Реза Пехлеви, король Марокко Хасан II, а также Камаль Адхам, тогдашний руководитель общей разведки Королевства Саудовская Аравия. (На каком-то этапе к группе предложили присоединиться тогдашнему президенту Алжира Хуари Бумедьену, но тот отказался)[26]. Цели и задачи этой группы были зафиксированы после того, как ее работа началась и дала свои плоды, - в сентябре 1976 г. между разведками упомянутых государств было подписано соответствующее соглашение. Задачей этой группы, которую Мухаммад Х.Хейкаль назвал Сафари-клуб, была "борьба против коммунизма", под которым подразумевалось как проникновение советского влияния в страны тогдашнего "третьего мира", так и распространение, - не без участия СССР, но не только, - левых идей, а также появление режимов, как тогда это называлось, "социалистической ориентации".

Среди известных осуществленных программ "Сафари-клуба" – спасение заирского диктатора Мобуту с использованием марокканских и египетских войск, а также французской авиации, переориентация самого Египта и выдворение в 1972 г. советских военных специалистов из страны, затем отказ от услуг советских военных специалистов в Сомали и провоцирование Сомали на войну против провозгласившей "социалистическую ориентацию" Эфиопии и т.д. Но здесь важно подчеркнуть, что именно в этот период и начинается систематическое использование членами Сафари-клуба ислама для осуществления поставленных перед ними задач. И упомянутая выше встреча египетского президента Анвара Садата с радикальными "братьями-мусульманами" в 1971 г. была организована при содействии короля Фейсала, ибо по преимуществу в Саудовской Аравии отсиживались эти радикалы в период правления Гамаля Абдель Насера. И тысяча "исламских групп" для "борьбы против атеистического марксизма" создавала непосредственно Саудовская Аравия на собственные средства и под саудовским организационным и идеологическим контролем, получив на то разрешение от египетских властей[27]. И нет ничего неожиданного в том, что идеология этих групп была салафитской (ваххабитской), если принять во внимание то, что спонсорами и идейными вдохновителями "исламских групп" были деятели из Саудовской Аравии.

После беспорядков октября 1988 г. в Алжире и относительной либерализации внутриполитической жизни перестало быть секретом, что Саудовская Аравия не только уже достаточно давно осуществляет идеологическую индоктринацию алжирского общества, но и в широких масштабах финансирует широкий спектр исламистских организаций. Так, руководство созданного в 1989 г. Исламского фронта спасения (ИФС) не скрывало того, что существует на саудовские деньги[28]. По свидетельству французских и алжирских исследователей победа ИФС на муниципальных выборах в 1990 г. была обеспечена саудовским финансированием предвыборной кампании этой организации, причем, по оценке местных наблюдателей, с согласия США[29]. Выяснилось, что Саудовская Аравия финансировала не только ИФС (американская администрация считали ее умеренной[30], но и явно экстремистскую и террористическую "Вооруженную исламскую группу" (ВИГ)[31]. Французские и алжирские спецслужбы постепенно вскрыли и механизмы финансирования, в частности, через Швейцарию (например, при посредстве саудовского банка "Ат-Таква" со штаб-квартирой в Лугано и посольства КСА в Берне)[32].

Возрастанию роли Саудовской Аравии в распространении иного ислама способствовало одно обстоятельство. И саудовские чиновники, занимающиеся вопросами исламской благотворительности, и иностранные исследователи в качестве даты, с которой начинается широкомасштабное вложение денег в распространение саудовского варианта салафитского ислама, указывают 1973-й год в качестве исходного пункта широкомасштабного вложения финансов в то, что по-арабски называется игаса - помощь, поддержка, спасение, благодеяние[33]. Именно в 1973 г. начался "нефтяной бум", связанный с арабо-израильской войной и ставший результатом целенаправленных усилий арабских нефтедобывающих государств (в основном монархий) по использованию углеводородных ресурсов в качестве средства давления на западные страны. Фантастически выросли прибыли Саудовской Аравии как крупнейшего в мире экспортера нефти (четверть мировых разведанных запасов) в период после 1973 г. Если в качестве базового принять уровень 1971 г., то в 1973 г. доходы государства от экспорта нефти выросли на 208,5%, а в 1976 - на...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.
Категория: Религия | Просмотров: 1855 | Теги: США, ислам, исламофобы, холодная война, джихад, муджахиды, салафизм, ваххабизм, исламофилы, радикализм | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 1
1  
>Поначалу это была в некотором смысле рутинная операция времен "холодной войны" - операция, дававшая свои желаемые результаты (пусть в разной мере) и в Анголе, и в Мозамбике, и в Эфиопии, и в других местах земного шара. При этом, напомню, для исламских стран предполагалось обязательное использование исламского фактора в качестве противоядия экспансии коммунизма. Логика была простой. К власти в Кабуле пришли просоветские марксисты из НДПА (Народно-демократической партии Афганистана)? Значит, нужно им противопоставить ислам и мусульман. Именно эта незатейливая логика демонстрируется в хвастливом интервью Збигнева Бжезинского французскому журналу Nouvel Observateur.

> Но до этого началась и закончилась одна Афганская война и началась другая, а салафизм в форме ваххабизма еще больше радикализировался и приобрел формы, угрожающие не только потерпевшему поражение в "холодной войне" Советскому Союзу, но и всему Западу.

Запад их породил smile

> Эффективным ли средством оказалось использование Западом и его союзниками на Востоке ислама (точнее, одной из его форм) в целях антикоммунистической борьбы в ходе "холодной войны"? Конечно, да. И тому свидетельством - поражение СССР в этой войне.

> Но нельзя не заметить, что эта победа досталась дорогой ценой. И дело не в том, что Усама бен Ладен, что называется, отбился от рук, став ярым и открытым противником как Соединенных Штатов, так и королевского режима в Саудовской Аравии. Проблема в том, что радикализм к началу XXI века стал одной из форм бытования ислама, оказавшись интегрированным в сознание какой-то части мусульман (но отнюдь не всех!) в разных концах света. Станет ли он исламом par exelance? И как сложатся судьбы человечества, если это произойдет? И что делать?

> Думается, что опыт закончившейся (закончившейся ли?) "холодной войны" подсказывает, как минимум, одно - чего не нужно делать. Не надо политизировать ислам, инструментально используя его ради реализации конъюнктурных внутриполитических и внешнеполитических целей.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]