Четверг, 23.11.2017, 17:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2010 » Ноябрь » 11 » Интеллигенция и кризис социума
12:29
Интеллигенция и кризис социума

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net


В эпоху кризисов, когда система начинает давать сбои, в обществе часто проявляются антиинтеллигентские настроения. Становится модно ругать интеллигенцию, вообще отрицать право на существование этой прослойки. Для российского общества последних полутораста лет такие настроения - просто общее место.

Но это - тупиковый и ущербный подход.

"Интеллигенция" т.е. профессиональные хранители и разработчики духовной и интеллектуальной традиции есть необходимая часть любой цивилизации. В нашей цивилизации, стоит отметить, эта традиция - большей частью письменная. Причем еще вот что важно: интеллигент одновременно и разработчик, и хранитель. Разрабатывать традицию значит соизмерять ее с протекающим временем. Соответствующие социальные механизмы следят за соотнесением этих двух функций (так, например, в европейской традиции со времен Средневековья университетский преподаватель обязан быть и ученым).

Любое общество имеет идеологию - то есть стратегию поведения, а также культуру - то есть свод правил и норм, который усваивается членами общества в процессе социализации и который передаётся из поколения в поколение. Поскольку в любом обществе существует разделение ролей - гендерное, социальное. возрастное - то и культура и идеология тоже имеет сложносоставной характер.

В любом обществе существует также и интеллектуальная страта - разработчики, хранители, интерпретаторы, учителя и передатчики интеллектуальной традиции. Именно людей этой страты мы и именуем "интеллигенция".

Интеллигенция - это круг людей культуры, т.е. тех, чьими знаниями и усилиями создается и поддерживается ценности, нормы и традиции культуры.

У этой страты, т.е. у интеллигенции, имеется две основные социальные функции:

1. Ими вырабатывается идеология - т.е. вырабатываются направления развития общества, вырабатываются и интерпретируются нормы культуры, а так же создаются социальные и практические (сейчас мы называем их научно-технические) технологии и разработки. Они же осуществляют обучение членов социума, распространяют в обществе выработанные идеологемы и культурные навыки. Их усилиями создается и поддерживается соответствующая социальная инфраструктура.

2. Непосредственное руководство практической жизнью социума.

В здоровом обществе такое руководство осуществляется согласно вырабатываемым идеологемам, а обе социальные функции выполняет один и тот же круг людей.

По мере разбалансировки общественного механизма "интеллектуалы" и "власть" все дальше и дальше расходятся. Сначала хранители и разработчики духовной и интеллектуальной традиции отделяются от людей власти, но последние еще пользуются вырабатываемыми "интеллектуалами" идеологемами и практическими рекомендациями. При нарастании общественного кризиса исчезает и это соотнесение - две вышеперечисенные социальные функции полностью расходятся.

Токвиль писал о причинах революционной катастрофы во Франции: "В Англии политических писателей нельзя было отделить от государственных деятелей: первые вводили в практику новые идеи, а последние исправляли и ограничивали теории с помощью фактов; во Франции же политический мир как бы распадается на две отдельные области, не имевшие никаких сношений между собою. В одной из них управляли, в другой - устанавливали отвлеченные принципы... То обстоятельство, что все политическое воспитание великого народа было целиком выполнено литераторами - обстоятельство, совершенно новое в истории, было едва ли не главной причиной, сообщившей французской революции ее особый дух и приведшей к тем результатам, которые мы видим". Токвиль А. Старый порядок и революция. М., 1911. С. 145, 147.

Замечанние очень точное, кроме одной детали: что это есть "обстоятельство, совершенно новое в истории".

Наоборот - подобный разлад общественного организма, как было сказано выше -типичен для обществ, ставших на путь гибели.

Еще один признак разбалансировки общественного организма - противопоставление "государства" и "интеллигенции", "государства" и народа".

Народ вне государства и большой письменной традиц...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Культура | Просмотров: 855 | Теги: социум, противопоставление, интеллигенция, разбалансикровка, общественный механизм, Государство, Цивилизация, народ, интеллектуалы, кризис | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 1
1  
Шмуля опять пургу несет. Никак ребе вернуться возжелал?

Интеллигенция, описанная в статье, представляет собой идеальный случай (как в плане творения нового, так и в плане сохранения старого). Тот же факт, что ее поносят все кому не лень - не случаен и проистекает из ее бесплодности в части разработки нового (идеологии и чего-либо еще) - отставание РИ и СССР от прочих стран - тому прямое доказательство, и бесполезности в части сохранения интеллектуальных и духовных ценностей: стоило ли растить нового человека в СССР, чтобы через сто лет возвернутся к поповскому мракобесию - а ведь и то и другое происходит под восторженный вой этого говна нации.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]