Суббота, 27.05.2017, 20:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

SP

Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2010 » Июль » 14 » Идеология в Фантастике.
12:59
Идеология в Фантастике.

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net

В России недавно прошли выборы в Государственную Думу, не за горами выборы Президента, а значит — конкуренции между кандидатами и их идеологиями особенно ужесточится. Журнал «Мир фантастики» заинтересовало отражение такого рода противостояния в фантастической литературе. Точнее говоря, непосредственно восприятие ее читателями. На сайте журнала был задан вопрос: «Как вы относитесь к пропаганде общественно-политических идей в фантастических книгах?». Ответы выявили довольно любопытную картину.

Только 6% принявших участие в опросе ни разу не сталкивались с подобной пропагандой, а 4,8% сталкивались, но так и не определились, как к ней относиться. Все остальные, то есть почти 90% респондентов, имеют собственную точку зрения по этому вопросу: 13,4% общественно-политическая пропаганда в фантастике раздражает (дескать, фантаст должен развлекать, а не агитировать), 42,2% воспринимают ее спокойно (пусть писатель рассуждает об обществе — нас он едва ли убедит) и целых 33,6% внимают пропаганде с интересом, выражая готовность записаться в идейные сторонники автора, если он приведет достаточно аргументов.

Удивляет, что вообще нашлись люди, не встречавшие в фантастических произведениях «отголосков» идеологической борьбы. В литературе, включая фантастику, речь всегда идет о людях. Вымышленные формы жизни неизбежно «очеловечиваются», наделяются эмоциями, присущими людям, что позволяет нам называть робота или эльфа хорошим или плохим. Описывая же ту или иную модель общества, сочинитель обязательно выражает свое отношение к ней — иногда прямым текстом, иногда косвенно. Тут-то в произведение и проникает общественно-политическая пропаганда.

То, что больше трети опрошенных готовы под ее воздействием изменить свои взгляды, с одной стороны, кажется естественным. Все-таки фантастику не без оснований считают литературой для молодых, чья личность и убеждения еще только формируются. С другой стороны, этот результат иллюстрирует, каким солидным «агитационным потенциалом» обладают фантастические произведения. Ловко написанный роман может привести в чей-то политический стан миллионы новых сторонников! Это значит, что в обозримом будущем пропаганда из фантастики не исчезнет. А давно ли она там прописалась?

Тысячелетняя традиция


Литература становилась сценой идеологических диспутов уже в античности (Платон и Аристотель). 

Описывать вымышленные страны, наделенные справедливым общественным строем и населенные счастливыми людьми, писатели начали едва ли не с самого зарождения литературы. Подобные рассказы встречаются у Гомера и Гесиода, а уже в 5 веке до нашей эры знаменитый греческий драматург Аристофан пишет комедию «Птицы», в которой высмеивает желающих обрести счастье в неведомых землях. Его ирония, однако, не уменьшила число древних мечтателей: о прекрасной жизни на некоем острове Панхея спустя сто лет после Аристофана рассказывает Евгемер, а Ямбул предлагает читателям восхититься обитателями «островов солнца». Общественный идеал виделся этим авторам по-разному: Евгемер, последователь Платона, свято верит в справедливость должным образом организованного кастового общества, а вот Ямбул выступает против каст, царей и самого государства, воспевая радость добровольного труда. Влияние Ямбула (о котором, вообще-то, почти ничего не известно) в идеологическом плане оказалось несравненно сильней. Его идеал был востребован раннехристианскими проповедниками, он помогал им привлекать к новой религии многочисленных сторонников — очень скоро христианство сделалось наиболее могущественной конфессией мира.


Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Культура | Просмотров: 1853 | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]