Понедельник, 23.10.2017, 00:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2010 » Декабрь » 1 » Идея «Москва — Третий Рим» и её влияние на русскую государственность (часть 2)
13:10
Идея «Москва — Третий Рим» и её влияние на русскую государственность (часть 2)

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net
(продолжение)

4. Значение идеи «Третьего Рима» в становлении русской государственности

Идея «Третьего Рима» имеет огромное значение в становлении русской государственности. Лаконичные формулировки Филофея содержат квинтэссенцию церковно-политической мысли Руси. Позволим себе не согласиться с мнением В. И. Петрушко о том, что «некоторые построения Филофея сегодня могут показаться упрощенными и несколько наивными. Но нужно делать скидку на весьма невысокий общий уровень просвещения на Руси в то время» [3, с. 272]. Эта идея представляла призыв к великому князю, его окружению и высшему духовенству осознать вселенское предназначение русского царства. Справедливо замечает современный историк К. Резников: «Рождение идеи такого полета удивительно, ибо молодое русское государство, еще недавно платившее дань татарам, не принадлежало к числу самых богатых и многолюдных стран Европы. Не было оно и особенно боеспособным. В 1514 году литовско-польское войско разгромило русскую армию под Оршой. В 1521 году казанские и крымские татары разорили окрестности Москвы. И все-таки в начале XVI века было заявлено о мировой роли богоизбранного православного царства. За этим стоит не фантазия одинокого инока, но мироощущение образованных русских людей того времени» [6].
Важно подчеркнуть, что задача, которую предстояло решить Филофею Псковскому, находилась в сфере экклезиологии и эсхатологии; политическое содержание в ней также присутствовало, но оно не было определяющим. «Ответ-опровержение-отказ в связи с пропагандируемой католическим богословом Николаем Булевым идеей "соединения Церквей”, за которой стояли официальные предложения папы, заставляли размышлять и писать о статусе русской Церкви, об отношениях Московского престола с Константинопольским и Римским, о чистоте веры, верности первоначальному христианству и канонической традиции эпохи вселенских Соборов, периода до разделения Церквей. Проблема отношений с вселенским центром, каковым для России оставался канонически Константинопольский патриархат (т. е. проблема автокефалии), неизбежно вызывала и проблему "симфонии”, отношений между "священством” и "царством”...» [8, с. 222]. Влияние Церкви на российскую государственность было возвышающим и благотворным. «Хрістианство, воспринявъ отъ языческаго Рима идею единой вѣчной имперiи, дало ей дальнѣйшее развитiе: кроме задачъ политическихъ, новая христiанская имперiя, какъ отраженiе царства небеснаго на землѣ, поставила себѣ задачи религiозныя; вмеѣсто одного государя явились два — свѣтскiй и духовный <...> будучи оба двумя половинами одного недѣлимаго цѣлаго» [11, с. 790]. Отсюда само собой понятной становится и провиденциально-церковная роль русского великого князя. Самая существенная функция царской власти — это защита веры и церкви Христовой. Таким образом, основной нерв Послания великому князю Василию III — отражение в нем двух явлений или процессов, составлявших существенные доминанты церковно-политической истории России XV — XVI вв.: становление церковной автокефалии и типа отношений между «священством» и «царством» [8, с. 21-22].Воплощением Ромейского царства в «Третьем Риме»-Руси русский царь возвышается до уровня вселенского значения, а русская Православная Церковь укрепляется настолько, что начинает двигаться к автокефалии и Патриаршеству.
Русская концепция «Третьего Рима», впервые сформулированная ок. 1523-1524 г. в сочинении эпистолярного жанра, была изложена в официальном документе 1589 г., а именно в Уложенной грамоте Московского Освященного Собора с участием константинопольского патриарха и греческого духовенства, когда был учрежден Московский патриархат. Как и III канон II Вселенского Собора (381 г.) дал столице Восточной Римской империи определение «Нового Рима», так и Уложенная грамота Московского поместного собора (1589), будучи памятником древнерусского канонического права, закрепила на историко-каноническом уровне определение «Третьего Рима». «В Уложенной грамоте, скрепленной подписью и печатью константинопольского патриарха Иеремии II, слова о "Третьем Риме” изложены от его лица и относятся не только к городу, но и к царству, и даже в первую очередь к царству: "... твое же, о благочестивыи царю, — обращается вселенский пат...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: История | Просмотров: 4437 | Теги: Москва, Третий Рим, идеология | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]