Пятница, 24.11.2017, 05:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2010 » Ноябрь » 17 » Автоматическая посадка «Бурана»
03:47
Автоматическая посадка «Бурана»

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net


Сегодня, 15 ноября, исполняется 22 года со дня первого и единственного полёта нашего многоразового транспортного космического корабля «Буран». А также второго и последнего полёта ракеты-носителя сверхтяжёлого класса «Энергия».

Всё, что связано с «Бураном», мне дорого. Потому что я работал по этой теме в мои инженерские годы, коих, впрочем, – большая часть жизни. Правда, не на самом ударном направлении и, по молодости лет, не на ведущих ролях.

Посадка – это был триумф. Дальше планировался второй полёт, опять беспилотный, но в несколько суток длительностью. А потом… потом был тоскливый период работы с неясной, меркнущей перспективой, пока в 1993-м программу не закрыли совсем.

Как вы знаете, «Буран», как и американский шаттл, садится, как планер – без двигателей. Нет у него двигателей для полёта в атмосфере. Так что зайти на полосу он может только один раз. Ещё вы, может быть, помните, что полёт «Бурана» был беспилотным, и посадка, соответственно,  автоматической. Эта беспилотная посадка – наверное, единственный всем понятный наш приоритет по сравнению с американским шаттлом. У американцев такой режим предусмотрен, но ни  разу не применялся. Они всегда сажали вручную. Молодцы, конечно; но… в в этот раз мы их точно сделали, и, что важно, в самом что ни на есть «хайтеке».

Насколько я знаю, пассажирские лайнеры до сих пор не приземляются «в автомате». А в 1980-х наземная техника первоклассных аэродромов «вела» лайнеры до высоты 15 метров, а дальше сажал экипаж. Надо ещё учесть, что аэродинамическое качество «Бурана» на дозвуке составляло примерно половину качества тогдашних пассажирских самолётов – 4-4,5 против 8–10. Можно сказать, «Буран» был на полпути к утюгу, если начинать этот путь от какого-нибудь Боинга 737.

Да что говорить – сравните их форму….

До высоты 4 км корабль снижался под управлением программ НПО АП. Дальше был наш этап – от 4 км над землёй до остановки на посадочной полосе. Хочу рассказать, как делалась эта алгоритмия.

***

Сначала теоретик пишет алгоритм некоторой, сравнительно небольшой, операции. Пишется это на языке высокого уровня, проверяется «в точках» на контрольных примерах. Такие отдельные алгоритмы соединяются в некий функциональный блок, и его ставят на моделирующий стенд. Там рабочий, «как бы бортовой» алгоритмический блок («как бы» – потому что он написан на языке высокого уровня) запускают в работу в математической же среде, имитирующей будущее окружение этого блока: модели «соседних» алгоритмов, модель динамики аппарата, модели исполнительных органов, датчиковых систем и др. Они тоже написаны на языке высокого уровня. Производится проверка в фиксированных точках (при фиксированных значениях входных параметров), а затем – имитация полёта. Называется – моделирование в замкнутом контуре.

Потом подсистемы собираются вместе и опять проверяются таким же примерно образом, только набор моделей меняется. А потом алгоритмы «переводятся» с языка высокого уровня на язык бортовой машины (БЦВМ); тогда это был ассемблер.

Это уже в «чистой математике» не проверишь – универсальная ЭВМ, которая прекрасно работает на языке высокого уровня, не понимает языка БЦВМ. Это уже реальные бортовые программы, и для их проверки предназначается другой моделирующий стенд, в составе которого есть бортовая ЭВМ. А вокруг неё то же самое – математические модели. Они не совсем такие, как в чисто математическом стенде, но принцип тот же. Модель «крутится» в большой ЭВМ общего назначения. Не забывайте, это были 1980-е годы, никаких персоналок; у нас стояла спарка из двух ЕС-1061.

Но для связи бортовой ЭВМ с универсальной, где модель, нужно специальное оборудование, оно в составе стенда нужно ещё для разных задач.

Стенд, где есть реальное бортовое оборудование (в нашем случае – БЦВМ), называется полунатурным. На нём реализовался режим работы бортовых программ, очень близкий к режиму ...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Наука и техника | Просмотров: 3989 | Теги: Энергия-Буран, ВТС-002, ракета-носитель, автоматическая посадка, Буран, многоразовый корабль, разгонный блок, Бриз-М, энергия | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем Armator на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 3
1  
Молодцы!!!

2  
"Нет у него двигателей для полёта в атмосфере. Так что зайти на полосу он может только один раз."

Странно, генеральный конструктор говорил, что Буран при посадке пролетел мимо посадочной полосы. У всех внутри уже было пробежал неприятный холодок, но Буран развернулся и со второй попытки сел, правда с обратной стороны. :) Оказалось, что был сильный боковой ветер и автоматика приняла решение о повторном заходе на посадку. Кому верить...
http://www.buran.ru/htm/landing.htm
Кстати, утверждалось, что в основе алгоритмов управления были нейронные сети.


3  
Честно говоря, об этом я и собирался написать - о самой посадке. Но вышло по-другому; про посадку напишу в другой раз.
Насчёт "с другого конца полосы" - это легенда, хотя некоторое основание у неё есть. С какого конца - решение принимала, да, автоматика, но ещё на орбитальном участке, по данным с Земли. Там другой прикол вышел... Я как раз вчера звонил парню, который сидел в КДП возле посадочной полосы, вспоминали, освежали...
А вот нейронные сети - этого я не слышал. Но, думаю, это если и имело место, то не в борту. Да и сомневаюсь: можно их реализовать на однопроцесорной ЭВМ, работающей в жёстком временнОм цикле?
Ей-богу, там было не до экспериментов... Хотя, повторяю, точно не знаю. Но, пожалуй, есть у кого спросить.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]