Московская офисная культура

Вернулся из командировки по московским офисам. Полный впечатлений и легкой грусти. Впечатлил динамизм и мощная движуха. Грусть из-за несоответствия увиденного рациональной картине мира.

Помню еще на своих предыдущих работах удивляла раздутость штатов в московских офисах. Под те же задачи, что и у нас, в Москве почему-то требовалось раза в 2 больше людей. Причем и с зарплатами раза в 2 больше у каждого.

Ну например на предпоследней работе в телекоммуникационной компании у нас в Нижнем Новгороде была группа из 3-х человек. Которые не особо напрягаясь делали свою работу, параллельно ведя задачи по другим функционалам. Такой принцип распределения полномочий. Под нашей ответственностью было 13 регионов, примерно 20 млн абонентов. В Москве была такая же группа из 7 человек, обслуживала примерно 25 млн абонентов и занималась только своим функционалом. На обоснованные вопросы нам отвечали что нефиг ровняться на Москву, у них там куча специфических задач и дополнительных функций, их постоянно дергает бизнес, аудит и руководство, короче радуйтесь что вас там в глубинке чаша сия миновала.

Но однажды руководству пришла в голову светлая мысль. Зачем нам держать несколько изолированных макрорегиональных центров, которые варятся каждый в собственном соку. Давайте объединим всех в распределенные функциональные группы. Все равно внутренняя сеть единая, сотрудники все равно не завязаны на оборудование. Какая разница откуда рулить питерской системой, из Питера, Москвы или Самары.

Мысль оказалась действительно дельной. В каждом центре накопились свои наработки, подходы и способы оптимизации, которые централизованно переварили в единые системы. Поначалу шла притирка друг другу, стыковка методов работы и привыкание к методам удаленной работы – скайп, телефон, внутренняя почта, аудиоконференции. Со временем у нас создалась довольно сплоченная группы из 7 человек – 2 в Нижнем Новгороде, 3 в Новосибирсе, 1 в Краснодаре и 1 в Москве. Вживую мне своих иногородних коллег увидеть так и не удалось, зато очень душевно общались виртуально. В конце настолько оптимизировали работу, что появилось даже много свободного времени и возможность писать статьи на Афтершоке.

В итоге всемером смогли вести функционал по 5 системам с общим числом более 100 млн абонентов. Столько же народу раньше вело одну только московскую систему. Ничего кстати сильно специфического и сложного там не оказалось. И с бизнесом, и с аудитом быстро нашли общий язык. Не в последнюю очередь благодаря моему скромному обаянию. Больше того, московская система оказалась самой запущенной. Вопросы, которые мы решали самостоятельно, москвичи часто тупо перекидывали вендору. Что там делало 7 человек я так и не понял.

И это еще конкретная функциональная группа с конкретными задачами. А там еще было куча отделов, которые вообще непонятно чем занимались. В лучшем случае не мешали другим, в худшем заваливая всех противоречащими друг другу регламентами, которые никто не соблюдал, опросами, требованиями отчетов и прочей фигней, которая отвлекала от работы.

Однако по прошествии времени, сменив работу, я стал понимать, что там было совсем не так запущено. И я похоже действительно был в стороне от главного бардака.

Ну а теперь о своей командировке. Москва, метро Технопарк. Куча забитых народом многоэтажных офисных центров. Переполненные по утрам и вечерам лифты, рабочие места впритык друг к другу, непрекращающийся гвалт, тут и там кучки совещающихся, маркеры и стикеры на досках, много грамотных выступлений с набором умных фраз и кучей англоязычных терминов, эмоциональные обсуждения. Жизнь бьет ключом с 10 утра до 8 вечера. А кое-где и позднее.

Будь я лет на 20 моложе, наверное, даже проникся бы всем этим. Но сейчас смутило несколько вопросов:

Во-первых, зная объем задач, не понимаю зачем здесь столько людей. Им же тупо нечем заняться.
Во-вторых, очень сложно найти людей, которые занимаются конкретно нужными мне вопросами. Обязанности размыты на несколько групп, которые еще и не дружат между собой и ставят друг другу палки в колеса.
В-третьих, почему технический вопрос, на решение которого хватило бы получаса и волевого решения, растягивается на недели и месяцы и требует бесконечных совещаний.
В-четвертых, почему после прихода к общему мнению все делается через одно место и совершенно не так, как договаривались. Ощущение что все силы ушли на совещания, а на реализацию решений уже не хватило.
В-пятых, почему так сложно найти человека, который взял бы на себя ответственность, а не растекался мысью по древу.

Ощущение, что основная задача всех этих офисных людей – генерировать работу друг другу. В итоге имеем кипучую деятельнось, уйму потраченных человекочасов, а реальный выхлоп мизерный. КПД системы ниже чем у паровоза. Хотя я наговариваю на паровоз. Это же единая слаженная система. А здесь скорее муравейник. Каждый тянет груз на себя, но каким-то образом все зигзагами движутся в общем направлении.

Правда есть и разница с муравьями. Муравьи честно работают все. А людям свойственна имитация деятельности и просто забивание на работу. Полная картина была бы, если десяток муравьев еще залезли на груз и свесили ножки, а еще десяток просто бегали по кругу.

Мне кажется если бы из тысячи человек оставить сотню профи, а остальных отправить по домам и платить им ту же зарплату, эффективность работы вырастет в разы. Может конечно я устарел и просто не догоняю новомодные тенденции. И десять скрам-мастеров на тысячу человек жизненно необходимы. Не самим же вешать стикеры на доску и двигать их. Для этого нужен специально обученный человек с окладом в 150 тыс руб.

Я бы еще мог понять, если такая системы была бы в госконторах. Где осваиваются бюджетные деньги. Но этот маразм в большей мере характерен для крупных коммерческих компаний и банков. Которые по определению должны лучше считать деньги и издержки. Короче, как говорила молодежь пол-поколения назад “Я в шоке”.

Но самое грустное, что это похоже глобальная тенденция. В свое время у меня появилась теория, что с точки зрения развития общества, Москва это та же Россия, только на одно поколение впереди. В 1920-1930-е, когда провинциальные города были суть большие деревни, Москва стала стремительно растущим индустриальным центром, куда стекались люди со всей страны, прежде всего деревенские. В 1950-е в провинциальных городах начался взрывной рост населения за счет притока из деревень, а в Москве дети первого поколения индустриализации криминализовались, собирались в банды и бились район на район (“Прощай шпана Замоскворецкая”). В 1980-е по всем городам пошла вона подростковых банд, а в Москве европеизированные молодые горожане в третьем поколении надевали цепи и шли на концерты Хеви-Метл. По сравнению с ровесниками из провинции тогда отличались инфантилизмом и неумением постоять за себя. Старая армейская присказка той эпохи – “Ленинградцы-Москвичи, пида..сы стукачи”. Помню в начале 2000-х один старый прапорщик жаловался, что сейчас все новобранцы “пида..сы и стукачи”. С начала 2000-х в Москве пошла деиндустриализация и перемещения центра жизни в офисы и торговые центры. Сейчас нечто подобное уже везде.

Значит, нас всех тоже ждет тотальная эджайлизация, стартапизация и виртуализация. Если конечно не появится на горизонте какой-то масштабной задачи. Надо поставить за это свечку.

Я, конечно, надеюсь на грейтовые косты, но если не будет фидбэка, при таком кейсе на пенсию с продакшна я уйду с такого же коворкинга. А я не из этого комьюнити. Хоть шли реквест на вывод из стаф пула.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Stumbler на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Вне зависимости от этого, все так называемые «новости» на этом сайте являются пародией и шуткой, их не следует принимать всерьез и верить им буквально. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии

1 Response

  1. Stumbler:

    Разумеется, эффективность работы растет, если ясно, кто за что отвечает. Конкретно.

    Но это как раз то, что противоречит личным интересам каждого (КАЖДОГО!) работника. Потому что при конкретной ответственности могут конкретно наказать за конкретных прокол, например уволить.

    Всем интересней, если ответственность размыта, и можно сослаться на то, что кто-то вовремя чего-то не сделал, поэтому бизнес-схема поплыла, и отвечают сразу 10 человек.

    Поскольку этот интерес совпадает, вся совещательная суета и толкотня с притирками подспудно и неявно оказываются направлены именно на это. Ясно, что эта система будет генерить излишние потребности в персонале и противоречащие регламенты – каждый хочет прикрыть именно свою задницу.